НАВЕРХ

Гонка за покупателем: как магазины поднимают средний чек

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Запросы покупателей меняются в зависимости от времени года, а предпочтения зависят от места жительства. Современный потребитель, живущий в условиях дефицита времени, заставляет розничную торговлю переформатироваться. Как именно изменяются форматы магазинов шаговой доступности, рассказала директор макрорегиона «Сибирь» торговой сети «Пятёрочка» Юлия Тюленева.

Жители России продолжают сокращать траты на покупки в магазинах. По последним данным холдинга «Ромир», средний чек россиянина в мае уменьшился на 0,7% по сравнению с апрелем и составил 553 рубля — это самое низкое значение с начала года. Такая тенденция заставляет розничную торговлю конкурировать дополнительными услугами, вроде банкоматов на кассе, и работать исключительно на покупателя. 

Потребитель-патриот

Известно, что торговые сети предпочитают не связываться с небольшими производителями, наполняя полки централизованно и по единым стандартам работы с поставщиками. Но в случае с магазинами шаговой доступности эти правила приходится менять.

Значительная часть потребителей, приобретая товар, руководствуются не только соотношением цена-качество, но и патриотизмом. Сегодняшнему покупателю важно, чтобы выбранный им товар был произведен в регионе его проживания. Это доказывает статистика, основанная на анализе структуры продаж и скорости спроса на продукцию местных производителей.

Как выбрать вкусные пельмени: советы эксперта

«Это специфика потребительской психологии. Она есть у каждого региона, как и культура потребления. Омичи, например, предпочитают продукцию своего производителя, и сначала сильно сопротивлялись и не хотели пробовать новосибирские продукты. Новосибирск говорил: е надо нам омские"», — сказала Тюленева.

Она признала, что в итоге вынужденное сотрудничество с местными фермерами стало взаимовыгодным. У фермеров появилась возможность выставить свой товар в сети с большим количеством покупателей, и фактически «поставить» свое дело. А ретейлер получил новый формат, привлекающий покупателя местной продукцией. 

«Чем больше сервисов, чем больше покупательского опыта, тем довольней клиент. Мы позволяем ему удовлетворить больше желаний», — добавила руководитель торговой сети.

Дефицит времени

На успешность продаж в ретейле влияет три основных фактора — удобное место расположения магазина, грамотная ассортиментная матрица и конкурентные цены.

Портрет покупателя по большому счету везде одинаков. Но в Сибири комплексность покупки (среднее число единиц товара в чеке) выше всего в Новосибирской области, Кузбассе и Красноярском крае. «Если смотреть товарно-ценовой микс, то год от года средний чек покупателя меняется. Нельзя сказать, что он меняется в сторону только дешевого товара», — заметила Тюленева.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Пятно и хвостик: выбираем самый сладкий арбуз

На сумму среднего чека, а также на выбор товара, влияет даже погода. В теплую ясную погоду сумма среднего чека неизменно падает, зимой или в ненастье — растет. 

Правила начинают диктовать и молодые покупатели. Например, сейчас они чаще выбирают товары для здорового питания и свежие продукты. Замороженному мясу все чаще предпочитают охлажденное.

Еще одна тенденция возникла из-за дефицита времени. Потребитель стал чаще обращаться к товарам Ready to Eat (пища, готовая к употреблению). В их число входят кулинария, кондитерские изделия и напитки «с собой». А в Сибири, по данным сети «Пятёрочка», традиционно очень любят кофе и выпечку.

Отказ от пластиковых пакетов 

В 2015 году Евросоюз принял директиву, согласно которой к 2025 году нужно сократить потребление пакетов с 200 до 40 штук в год на человека. В 2019 году магазины в Европе перестали раздавать пластиковые пакеты и перешли на бумажные. Шампунь и пакеты: как сэкономить на уборке кухни

В России в этом году с инициативой запретить использование полиэтиленовых пакетовк тому же сроку — 2025 году — выступил зампред Госдумы по природным ресурсам Василий Власов.

Тюленева отметила, что запрос на экологичность появился и у покупателя. Более того, и у бизнес-сообщества. Но сети пока остерегаются жестко навязывать подобную политику покупателям. 

«Сейчас фокус экологических инициатив приоритетен. Мы практикуем отказ от пластиковых пакетов, предлагаем экологические сумки. Правда, не выступаем в роли диктатора, а предлагаем выбор: пакет или сумку», — подчеркнула Тюленева.

Тем более, что пакеты многие предпочитают не только из-за более низкой стоимости, но и из-за возможности повторного, и даже многофункционального использования в домашнем хозяйстве.



Еще по теме
Эксперт перечислил уловки маркетологов в дни распродаж
Бытовая техника подорожает в России
Черная пятница в 2024 году: главные распродажи на маркетплейсах
Сколько стоит самое дешевое настоящее шампанское
смотреть все
Обсуждение (1)