Изначально перед школьниками стояла задача разработать
ультразвуковое сверло для неземного грунта. Команда учеников восьмых и девятых классов
усовершенствовала устройство, сделав его способным брать пробу грунта. Над
проектом старшеклассники работали несколько месяцев.
В образовательном центре «Сириус» (Краснодар) в рамках
конкурса школьники доработали прототип и проверили работоспособность установки
на макете лунного грунта, а также в термобарокамере при разных температурных
режимах.
«В предстоящих миссиях по освоению Луны для получения проб
лунного грунта предлагается использовать достаточно дорогое криогенное бурение.
Мы же предлагаем технологию ультразвукового сверления — оно более экономичное и
требует меньше энергии. Важно, что ультразвуковое бурение нагревает грунт
максимум на 10 градусов, в то время как обычное может повысить температуру на 100
градусов, из-за чего характеристики грунта значительно меняются. Также мы
применили систему псевдовращения, которая позволяет быстро удалять остатки
грунта из зоны бурения», — пояснил один из авторов проекта Андрей Пивоваров.
Школьники продолжат дорабатывать прототип. С дальнейшей
экспертизой технологии им помогут специалисты профильного научного центра института
геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН.