Пистолет Макарова (ПМ) давно морально устарел. И армия, и правоохранительные органы уже больше 20 лет ищут ему замену. Некоторые образцы даже были приняты на вооружение, но так и не сумели завоевать признание силовиков.
Накануне СМИ сообщили о грядущем перевооружении российской
полиции с традиционных ПМ на австрийские пистолеты Glock — бестселлеры мирового
оружейного рынка. Хотя МВД России затем официально опровергло эту информацию,
сам факт ее появления говорит о многом.
Среди всего многообразия, представленного на рынке
пистолетов, есть несколько безусловных лидеров, в бою доказавших свое превосходство.
Это модели австрийской фирмы Glock,
немецкой Walther и Heckler&Koch, швейцарско-немецкой SIG Sauer, бельгийской
FN, чешской CZ. И некоторые эксперты
считают, что незачем в очередной раз изобретать свой велосипед. Тем более что
элитные российские подразделения уже вооружили лучшими западными образцами.
Заслуженный «дедушка»
Сразу после Великой Отечественной в СССР был объявлен конкурс на замену пистолета ТТ. Большой отпечаток на него наложил опыт прошедшей войны, показавший крайне незначительную роль пистолета в боевых действиях — в умах военного руководства возобладала идея массированного применения автоматического стрелкового оружия.
Планировалось создать для Вооруженных сил два пистолета: компактный
для старших офицеров и длинноствольный для командиров боевых подразделений и экипажей
бронетехники и специальных машин. Оба пистолета создавались под новый патрон,
разработанный Борисом Семиным, калибра 9 на 18
миллиметра. Он имел меньшую энергию
по сравнению с 7,62 миллиметровым патроном ТТ, но его пуля обладала лучшим останавливающим
действием (способностью «свалить» человека).
Компактный пистолет, созданный Николаем Макаровым и получивший его имя, вышел удачным. При его разработке оружейник вдохновлялся Walther PPK. Пистолет Макарова оказался чрезвычайно надежным и для своего времени вполне эргономичным. Малогабаритный патрон позволил уменьшить размеры и вес конструкции. А обтекаемые формы сделали его удобным для скрытого ношения, что особо оценили сотрудники правоохранительных органов.
Но эти достоинства, с другой стороны, обернулись недостатками. Из-за компактности конструкции на пистолет был установлен короткий ствол, который не мог обеспечить высокую кучность, а значит и точность стрельбы. Не нравилась военным малая емкость магазина в восемь патронов, также обусловленная малыми габаритами оружия. Современные пистолеты оснащены магазинами на 15-18 патронов. Как Калашников покорил мир
В ходе боевой эксплуатации был выявлен еще один крупный недостаток — низкая бронепробиваемость из-за слишком слабого патрона. Этот недостаток стал критическим с массовым распространением бронежилетов. В итоге пистолет Макарова перестал отвечать требованиям профессионалов.
Эти проблемы пытались решить. В начале 1990-ых годов на вооружение был принят пистолет Макарова модернизированный (ПММ). Он отличался магазином большей емкости на 12 патронов. Для повышения бронепробиваемости был создан новый, более мощный патрон. Улучшена была также эргономика оружия. Однако главные конструктивные недостатки Макарова остались прежними.
Тот самый «Стечкин»
После войны на вооружении армии был также принят автоматический пистолет Стечкина (АПС). Слово «автоматический» в его названии означает возможность стрелять очередями. Для этого его оснастили магазином на 20 патронов. Пистолет должен был стать мощным личным оружием для офицеров, принимающих участие в военных действиях, а также экипажей танков и других боевых машин.
В целом у Игоря Стечкина вышло удачное оружие, если бы не автоматический
режим стрельбы. Позже выяснится, что идея пистолета, умеющего стрелять
очередями, не оправдала себя. По точности в таком режиме АПС не мог сравниться
с автоматами из-за слабого патрона и короткого ствола. Удержать пистолет на
линии огня руками при стрельбе очередями было невозможно: пришлось изобретать
громоздкую кобуру, которая могла служить также и прикладом.
Использовать его как обычный пистолет было неудобно из-за массы, габаритов и его несуразной кобуры. При этом он имел недостаточно мощный патрон для армейского оружия. Поэтому АПС вскоре сняли с производства, изъяли из войск и передали на склады. В Советской армии он остался на вооружении только разведывательных подразделений. Для этого его оснастили глушителем и выдвижным рамочным прикладом. Эта модификация получила название АПБ.
Конкурс «Грач»
В начале 1990-ых годов в России был объявлен конкурс «Грач» на новый армейский пистолет. Этот конкурс затянулся на долгие годы. Его фаворитами стали самозарядный пистолет Сердюкова (СПС), пистолет Ярыгина (ПЯ) и пистолет Грязева и Шипунова (ГШ-18).
Пистолет Сердюкова он же «Вектор» или «Гюрза» был создан под новый оригинальный боеприпас 9х21 (7Н29). Этот патрон очень мощный. Он обладает выдающейся бронепробиваемостью: на дистанции 100 метров пробивает 4-миллиметровую стальную плиту. Однако эксклюзивность этого патрона поставила на СПС крест как на массовом оружии.
Кроме того, у «Гюрзы» были отмечены серьезные проблемы с
эргономикой, что для современного пистолета совершенно недопустимо. СПС вышел громоздким
с неудобной рукояткой, в тыльную часть которой конструктор зачем-то встроил предохранитель.
ГШ -18 и ПЯ разработаны под стандартный натовский калибр 9х19 Para, патроны к которому сейчас массово выпускаются в России. Пистолет Грязева и Шипунова выделяется современным дизайном, хорошей эргономикой. Он легок, но при этом имеет вместительный магазин на 18 патронов. По оценке экспертов, ГШ мог бы стать хорошим оружием для сотрудников правоохранительных органов, если бы конструкторы исправили ряд недостатков. В итоге пистолет был выпущен серией всего в несколько тысяч штук. О его перспективах пока ничего не известно.
В итоге в 2003 году все эти три пистолета были приняты на вооружение. Больше всего повезло пистолету Ярыгина или «Викингу» МР-644 (в экспортном варианте). Он единственный из трех образцов дошел до серийного производства. Специалисты отмечают хорошую эргономику ПЯ, удобные прицельные приспособления, мягкий спуск, вместительный магазин на 17 патронов.
Но при этом отмечается ряд конструкторских недоработок и низкое качество производства. Часть претензий к пистолету удалось устранить и с 2012 года им начали вооружать офицеров российской армии. Особой любви пистолету Ярыгина в войсках пока снискать не удалось.
С надеждой на Лебедева
По мнению экспертов, причина провала СПС, ПЯ и ГШ-18 в общей недоработанности конструкции, «недокрученности» самой идеи. Специалисты считают, что в России нет пистолетной традиции. Мощнейший стимул развития пистолетов на Западе — гражданский рынок, который в России практический отсутствует. Для крупных военных КБ и оборонки пистолетное производство — часто побочный продукт. Это не дорогие танки и истребители.
Ситуацию собрался выправить ведущий конструктор «Концерна
Калашников» Дмитрий Лебедев — ученик
стрелка, тренера и разработчика спортивного оружия Ефима Хайдурова.
Разработанный им пистолет Лебедева (ПЛ-15 или ПЛ-14) ориентирован в том числе
на коммерческий успех.
В сентябре концерн «Калашников» представил новый пистолет Лебедева — ПЛ-15К, который может стать полноценной заменой пистолету Макарова, как в российской армии, так и в правоохранительных структурах.
Длина ствола ПЛ-15К составляет 180 миллиметров, масса без патронов — 0,72 килограмма, емкость магазина — 14 патронов. «Фишка» конструкции в ее модульности, благодаря которому пистолет из общевойсковой версии с помощью более длинного ствола легко переоснастить в оружие для специальных операций.