Подавляющее большинство хочет жить в достатке и даже роскоши. Однако деньги — это ресурсы, приносящие пользу только до тех пор, пока в них нет излишка. В то же время в российском обществе принято относится к богатству как чему-то постыдному, и вместо того, чтобы зарабатывать, многие начинают интересоваться чужим кошельком. Но почему у одних получается приумножать состояние, а другие не вылезают от долгов, и правильно ли вообще любить и стремиться к деньгам?
Хорошие рабы и плохие господа
Деньги, которые удовлетворяют все потребности человека, дают свободу. Но суммы, превышающие пределы необходимого, закабаляют. То есть человек для обеспечения возросшего уровня притязаний и поддержания дорогих потребностей вынужден платить свободой, считает руководитель клинико-диагностического отделения НМИЦ ССХ имени Бакулева, академик РАН Юрий Бузиашвили. Как разбогатеть с 10 тысячами рублей
Поэтому талант в умении зарабатывать деньги не стоит возводить в культ и делать смыслом жизни. «Деньги — очень хорошие рабы, но отвратительные господа», — цитирует академика «Российская газета».
Богатство дает человеку и большую свободу, и большую независимость, но до той поры, пока это не вступает в противоречие с поговоркой, что лучше обходиться без денег, чем без друзей, добавил он. А на каком-то этапе человеческие отношения становятся намного дороже любых денег.
«Я родом из Кутаиси. Там был замечательный человек, который всю жизнь сидел в ресторанах и произносил тосты. И он никогда сам не расплачивался за стол, всегда платили за него, настолько его в городе все любили. Когда ему дали трехкомнатную квартиру, он передал ее своему другу, у которого были дети, а у него самого не было детей. Считаться его другом было престижно. И это был как раз тот случай, когда лучше иметь сто таких друзей, чем сто рублей», — привел пример Бузиашвили.
Генетическое умение
Выжить без денег отдельно взятому человеку практически невозможно. В целом же деньги — двигатель человечества. К тому же подавляющее большинство поступков людей имеет под собой экономические мотивы — человек всегда ищет выгоду, а выгода всегда измеряется в деньгах.
«Какие бы моральные постулаты вы ни подводили к решению вопроса, о каких бы высоких материях ни говорили, всегда виднеется хвост денег. Человечество бы стагнировало, если бы не было стремления заработать, обеспечить, преуспеть», — подчеркнул Бузиашвили.
Но умение зарабатывать, как и умение подать себя, имеет, по мнению академика, отчасти генетическую природу. И отнюдь не каждый способен любить деньги и уметь их приумножать. При этом пренебрежительное или презрительное отношение к деньгам приводит к самым печальным последствиям.
«Почему князья часто были обанкротившиеся? Потому что они никогда не позволяли себе опускаться до денег, торговаться, говорить о деньгах больше, чем минуту-другую. Они считали себя выше денег. В отличие от купцов, которые каждой копейке знали цену и могли говорить о деньгах без умолку. В итоге купцы давали деньги дворянам, которые всю жизнь были у них в должниках», — сказал Бузиашвили.
До сих пор в обществе к деньгам относятся как чему-то грязному и недостойному, потому что «все претендуют на дворянство, дворянами не являясь».
Другая сторона общества богатых людей — выставление достатка напоказ, демонстрация роскоши, упоение ею. Но это делается, по мнению Бузиашвили, из-за обычной глупости, а деньги в руках глупца обесцениваются. «Глупый человек делает деньгам плохое реноме», — считает он.
Посчитать деньги в чужом кармане
Хотя в российском обществе очень живуч предрассудок, что богатым быть некрасиво, неприлично и стыдно, люди с увлечением считают деньги не только в своем, но и в чужом кармане. Поэтому богатые всегда на виду.
«К богатым всегда масса претензий, порой абсолютно необоснованных. Они всегда и всем должны, почему — неизвестно. И каждый ждет от них какого-то кусочка пирога. Неизвестно, почему, непонятно, на каком основании, но каждый, общаясь с богатым человеком, уже ждет от него какой-то льготы», — обращает внимание академик.
Никто не любит сильных и богатых, но все хотят пользоваться их деньгами. Поэтому к состоятельному человеку всегда выстраивается очередь из творческих людей — композиторов, писателей, артистов, ученых. С другой стороны, за счет меценатства богатые повышают значимость в собственных глазах.
«Он проникается уверенностью, что в творческом отношении он ровня знаменитому композитору или писателю, просто у него нет времени сочинять симфонии или романы. Но порой они "начинают писать" и стихи, и музыку», — замечает Бузиашвили.
Противопоставлять деньги и мораль, богатство и добродетель, вообще, общепринятая практика, в том числе и в мировой литературе. Например, в романе Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» бюрократия, аристократия, куртизанки, преступники делают все ради денег.
Но первые две категории, аристократы и бюрократы, остаются в проигрыше в глазах читателя, потому что ради денег нередко поступаются моралью, изменяют своим принципам. В отличие от куртизанок и преступников, которые не лукавят. Не скрывают ни своих намерений, ни отсутствия высоких принципов.
«Деньги — это ведь всегда какое-то ограничение вашего "я". Если вы зарабатываете деньги, значит, вы в чем-то себя ограничили, вы кому-то в чем-то подчинились. Деньги забирают какую-то часть вашей свободы. Представьте себе чиновника, которому дают деньги, и он делает то, что ему велят, или то, чего ему не хочется. Разве это не продажа души?», — задается вопросом собеседник издания.
А большие деньги, по его мнению, развращают всегда — когда человек богат, он может сделать многое из того, что невозможно сделать ни честью, ни совестью. Но и относиться к деньгам презрительно нельзя, их нужно любить, потому что это источник существования и удовлетворения человеческих потребностей. «Как можно их не любить или относиться к ним пренебрежительно? Не понимаю»,— резюмировал Бузиашвили.