Суперфинал чемпионата России по шахматам завершится в четверг в Новосибирске. О популярности шахмат, проигрышах России на Олимпиадах и любви к компьютерным играм в интервью Sibnet.ru рассказал пятикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, гроссмейстер Петр Свидлер.
Сильнейшие шахматисты страны встретились в Новосибирске для участия в Суперфинале 69-го чемпионата России по шахматам среди мужчин и 66-го чемпионата России по шахматам среди женщин. В последний четверг октября станут известны победители турнира.
— Шахматы имеют шансы на такую же популярность как у футбола?
— Я не думаю, что сейчас есть какие-то проблемы с популярностью шахмат. Государственная поддержка не на том уровне, что была в Советском Союзе, но в целом ситуация очень здоровая. Жаловаться было бы некрасиво.
— Крупнейших турниров не так много. Как это влияет на развитие шахмат?
— Нам шахматистам, конечно, хочется, чтобы их было больше. Но я не скажу, что их мало. Городские шахматисты: надоело бегать от дождя
У вас изначально точка отсчета, не совпадающая с моей. Я не вижу кризиса в шахматах. Уделяется много внимания юношескому спорту, что важно.
Единственная проблема, что российская команда не может выиграть Олимпиаду. Но это одно соревнование в два года, от которого престиж России, как шахматной державы, зависит в некотором смысле. Но положение шахмат в стране напрямую от результатов сборной на Олимпиаде не зависит.
Турниры есть, ребята снова стали выигрывать какие-то юношеские соревнования, у нас подрастает хорошая молодежь. На суперфинале играет 19-летний Владимир Федосеев. Ему не так легко, это первый его суперфинал, не все складывается так, как ему бы хотелось. Но играет очень достойно и видно, что омолаживается состав и появляются новые ребята.
Я как старейшина цеха видал гораздо более тяжелые времена. Был момент, когда страна находилась в таком положении, что было не до шахмат, в середине 90-х. В стране решались более важные вопросы, внимание к шахматам было меньше. Сейчас я бы не жаловался.
— В ноябре в Нью-Йорке пройдёт матч за звание чемпиона мира. В нем сойдутся действующий обладатель титула норвежец Магнус Карлсен и российский гроссмейстер Сергей Карякин. Как вы можете оценить шансы каждого на победу?
— Карлсен начинает фаворитом, но как матч пройдет — никто не знает. Я очень не люблю жанр прогнозов. Если Серёга (Карякин) станет чемпионом мира — это даст громадный толчок развитию шахмат. Но даже если он не выиграет, он дошел до матча с Карлсеном, что очень нелегко. Опять же Карлсен был бы фаворитом в матче с кем угодно.
То, что он фаворит в матче с Карякиным, ничего плохого не говорит ни о Сереге, не о развитии шахмат в России. Карлсен очень сильный шахматист.
— Не теряется ли интерес к игре из-за того, что человек не может обыграть в шахматы компьютер?
— Никого этот вопрос уже давно не интересует. Компьютер делает многие вещи лучше человека, и это не смущает никого на данном историческом этапе.
— А насколько сейчас распространено читерство в шахматах (тайное использование компьютера)? Проблема ли это для крупных чемпионатов?
— Смотря на каком уровне. На элитных турнирах этого не происходит, там следить проще, так как мало народу. А в открытых турнирах постоянно происходят такие истории. Людям часто кажется, что таким несложным образом можно заработать быстрые лёгкие деньги.
Ведется на ту тему активная работа, чтобы на всех крупных турнирах ставили глушилки, металлоискатели. А во-вторых, наказание должно быть жестким, чтобы заставляло задуматься, чтобы понимали, что их поймают и они не просто станут порицаемыми, а турнир не принесет им выгоды.
Пройден изначальный этап, когда люди говорили, что это не проблема. Теперь все понимают, что проблема существует, первый шаг к решению проблемы — признание ее наличия.
— Положительно ли на популярности шахмат сказывается digital-формат?
— Это очень хорошо для шахмат, понятно, что вид спорта, созданный, чтобы смотреть с хорошим комментарием. Игра все-таки сложная, люди способные понять, что происходит без комментария, они итак будут смотреть, потому что это их работа.
А то, что любитель может любой гроссмейстерский турнир смотреть с комментарием, в эфире, с камерами в зале, делает шахматы гораздо более привлекательными. Проще стало впервые посмотреть турнир. Появились и развлекательные способы популяризировать шахматы в интернете — люди стримят шахматы (записывают прохождение с комментариями). Интернет и шахматы созданы друг для друга.
— Есть мнение, что ребенок, который занимается шахматами, не станет наркоманом, поскольку учится просчитывать ходы. Согласны?
— Люди любят об этом любят упоминать, что шахматы спасли детей от двора и плохих привычек. Я не знаю, чем шахматы отличаются от любой другой организованной активности. Занятому ребенку некогда заниматься вредной ерундой. С той же самой уверенностью можно сказать, что киберспорт спасет от наркотиков.Почему школы не ставят интернет-глушилки?
Я, как человек играющий в разные компьютерные игры, буду настаивать на том, что они тоже учат рассчитывать ходы, но в целом шахматы прививают массу полезных навыков детям. Шахматы кроме узкоспециальных вещей воспитывают характер.
Есть немного устаревшее представление, что компьютерные игры — бессмысленное времяпрепровождение. Игры последнего поколения играют роль, какую в прошлом играли книги. Есть пласты игр, где принимаешь этические решения, и ты должен понять, как хочешь построить жизнь в роли персонажа. Они тоже играют роль в воспитании нового поколения.
— Вы сами в какие игры играете?
— Я играю в разные игры. Но очень мало. Я очень увлекаюсь, и свои любимые типы игр себе запрещаю. Знаю, что пропаду. В юности очень любил ролевые игры. Мои дети прошли уже 20 раз Skyrim и Fallout. Им интересно пройти за хороших, потом за плохих, делать странный этический выбор. Эта игра бесконечная, в зависимости от выбора развилок, она приводит к разным результатам.
Я смотрю на детей и понимаю, что я бы очень хотел, чтобы мне ничего не надо было делать в жизни, чтобы я себе поставил Skyrim, и убил месяца полтора на полное изучение вселенной.
Но я не могу. И играю в то, что полчаса поиграл и прекратил. Например, Hearthstone.