Сломали челюсть - за то, что не дал закурить. Избили до сотрясения мозга – за то, что шел мимо. Для них, говоря казенным языком, «представителей маргинальной молодежи, ведущих асоциальный образ жизни, занимающихся хулиганством и грабежом», существует одно очень емкое определение – гопники.
Слово из трех букв
Слово «гопник» появилось в 20-е годы прошлого столетия. В то время в Петрограде, в гостинице «Октябрьская», располагалось Городское общежитие пролетариата (ГОП), куда со всех вокзалов свозили беспризорников, промышляющих уличными кражами и мелким грабежом. По аббревиатуре приюта их прозвали «гопниками». Позже это название разошлось по всей стране, вместе с самими гопниками.
В их поведении с тех пор изменилось немногое. Это по-прежнему люди, которые иначе, чем цивилизованное общество, представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. У всех людей закон, а у гопников «понятия», по которым они живут и пытаются учить других, объясняя, что правильно, а что нет. «Не таких» гопники называют «лохами» и возвращают на правильный путь доступными способами, в том числе «нанесением тяжких телесных повреждений».
Почти белые и пушистые
Конечно, не все гопники обязательно ведут криминальный образ жизни. Среди них существуют вполне мирные, которые тихонько слушают «шансон», большой компанией лузгают семечки во дворе, а «реального пацана» считают воплощением всех добродетелей.
Мирные гопники не совершают краж и разбоев, не устраивают драк с прохожими. В любой стычке с ними можно договорится: достаточно на вопрос «Ты кто такой по жизни?» ответить «Простите, а вы с какой целью интересуетесь?» Элементарная грамотность и вежливая речь ставит гопников в тупик. Их стоит пожалеть, ведь вся их жизнь строится по тем самым «понятиям» и состоит из разговоров во дворе и походов на дешевые дискотеки.
«По сути, это просто люди с низким культурным уровнем. Родители не дали им достаточно воспитания и образования, не привили никаких ценностей, поэтому они берут их на улице, среди таких же, как они», – говорит психолог Марина Григорян. Как правило, гопники обитают в отдаленных районах, потому что там изначально селились люди с невысоким уровнем образования. Их дети не могли получить большего, а если и пытались – было негде, культурная жизнь города была сосредоточена, в основном, в центре.
Не случайно руководитель центра социальной реабилитации «Криминон-Новосибирск» Татьяна Красильникова называет причиной роста уличной преступности и агрессии неразвитость организаций для подростков, где они могли бы с пользой проводить свободное время. «Когда ребенку становится плохо от того, что происходит в семье, он замыкается в себе. Ему нужно что-то вне дома, что бы его увлекло, стало интересным. Но ему нечем себя занять, и он идет на улицу и учится ее правилам. А потом мы удивляемся, когда эти ребята не могут ответить на вопрос что такое достоинство и самоуважение», – говорит Татьяна Красильникова.
И гоп, и стоп
Если бы вся «гопота» докучала только громким матом и шкурками семечек на полу, это было бы еще не так страшно. Но среди нее существуют и те самые любители учить жизни непохожих на них. Они носят ножи, возят в багажниках своих «пятерок» биты и отнимают мобильники. В стране, где каждый девятый отбывал наказание, не может не существовать «подрастающей» криминальной прослойки. «Совершивший преступление подросток, как правило, действительно живет в неблагополучной семье. Но это не значит, что его родители обязательно алкоголики или преступники, – говорит Татьяна Красильникова. – Это может быть полная семья, с хорошим достатком, где просто не все гладко между старшими, регулярные скандалы, драки».
Писатель Саша Шерман говорил, что у гопника нет разницы между «подумать» о том, чтобы разбить неприятное ему лицо и «разбить» это лицо: «Он не рефлексирует. Пока мыслящий человек приводит в порядок свой сложный внутренний мир, выясняя отношения и причинно-следственные связи (типа «а что мне за это будет»), гопник успевает нанести много-много ударов по уже лежащему телу». Однако с Шерманом не согласен рок-музыкант Евгений, побывавший в юности не в одной драке с гопниками – ведь он носил длинные волосы и футболку с надписью «Алиса»: «Гопники очень трусливы, никогда не дерутся поодиночке. Прежде чем нанести удар, сто раз подумают о том, сколько получат в ответ. У них слишком развито стадное чувство, драки затевают только толпой, даже на одного. По одиночке же гопы не опасны».
Впрочем, в одиночку они обычно не ходят. Вообще, в среде гопников принято ориентироваться на коллективные инстинкты, быть, «как пацаны». Именно эту тягу к стандарту называют одной из причин роста преступности среди подростков. Более того, по словам Татьяны Красильниковой, этого криминалитета будет все больше: «Предпринимается категорически недостаточно мер для того, чтобы повышался уровень образования и культуры среди несовершеннолетних».
А вот сотрудник новосибирской милиции Евгений Мироненко говорит о том, что ситуация меняется: «Сейчас, по сравнению с 2002 годом, гопниками совершается меньше преступлений. Тогда их доставляли в отделения ежедневно, задержанных по самым разным причинам: вымогательства, грабежи, разбойные нападения. Чаще всего это были старшеклассники или «ребятки» из ПТУ. Сейчас мы регулярно разнимаем уличные драки с участием гопоты, но в гораздо меньших количествах. Причем, очень хорошо видно, что сегодняшние гопники учатся в колледжах и вузах».
И в тоже время, прогнозировать будущее гопничества сейчас мало кто возьмется. Евгений Мироненко говорит так: «Они были, есть и будут. У них родятся дети, которых они воспитают так же, как воспитывали их. Круговорот такой. Но, раз в вузы поступают, это уже хороший признак».
Евгения Смирнова, специально для Sibnet.ru