Региональная авиация на этой неделе долетела из Сибири в Караганду. Теперь «Бомбардир» будет еженедельно совершать два оборотных рейса. Власти Караганды рассчитывают на развитие туризма, а авиакомпания «ИрАэро» делает ставку на студентов. Но, так или иначе, об успехе пока говорят с осторожностью. Об экономике полетов и впечатлениях первых пассажиров — в репортаже Sibnet.ru.
Итак, международный терминал аэропорта Толмачево, где с этого года забазировалась иркутская «ИрАэро». Объявляется небольшая задержка вылета — свои коррективы в техобслуживание вносят морозы. Вместе с пассажирами ждут вылета топ-менеджеры авиакомпании, которые сами намерены протестировать новую «трассу», долетев до Караганды и обратно.
Самолет — Bombardier CRJ. Это канадская машина семейства среднемагистральных пассажирских реактивных узкофезюляжных самолетов. Характеристики CRJ-200 гласят, что судно способно выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов, развивать скорость до 860 километров в час. Таких у «ИрАэро» — шесть. Один из них уже забазирован в Новосибирске, через неделю их здесь будет два.
«У нас в основном отечественный парк. Это Ан-24, Ан-26-100, Ан-26 грузовой. Такие самолеты востребованы именно у нас, в Иркутской области, где на севере с бетонным покрытием аэропортов нет, грунтовые полосы», — рассказывает начальник службы организации перевозок авиакомпании Александр Макин.
Bombardier CRJ на грунтовую полосу не сядет. Ему подходят как раз «цивилизованные» международные крупные авиаузлы. По словам Макина, «это самолет импортный, дорогой, очень нежный». Он отмечает, что такие для авиакомпании выгодно грузить по «хорошим» тарифам и на хорошем пассажиропотоке.
Сегодня цена билета в Караганду порядка 6 тысяч рублей. Дилетанту сложно оценить, насколько «хорош» этот тариф, но, по словам представителя авиакомпании, чтобы при этой стоимости билета рейс окупился, должны быть проданы не меньше 40 из 50 мест.
Первые пассажиры, кто приобрел билеты на первый рейс, на дороговизну не жалуются. «Я и раньше летала. В Астану, а туда за мной зятю приходилось ездить (на машине). У меня две внучки в Новосибирске, две — в Караганде. Все время туда-сюда», — делится Светлана Петровна.
Семейная пара Галина и Николай живут в Караганде. Они ездили в Томск к дочери. «Здорово! Просто здорово!, — говорит Галина. — Но сделайте скидки для студентов, нам не надо, а студентам сделайте».
Она говорит, что, конечно, есть другие способы добраться. Но они все мучительные в прямом смысле. Это 36 часов на поезде с остановками, проверками пограничников. Или почти столько же в автобусе. Автобус, понятно, существенно дешевле. «Это на рубли где-то 1 200. Но разве сравнишь... даже и говорить не хочется про этот автобус», — добавляет женщина. Они ездили и на своей машине. Тоже сложно и получается даже дороже самолета, с учетом бензина, питания, прочих мелких трат и покупки автостраховки.
Авиакомпания делать скидок не планирует. Хотя, рассчитывает как раз на студентов, карагандинских, которые учатся в сибирских вузах. Этот расчет сделан на основе анализа категорий пассажиропотока последних лет. Хотя, признается Макин, современная экономика жизни настолько стремительно меняется, что очень сложно строить долгосрочные стратегии.
Да и кроме этого есть ряд факторов, на которые региональные АК не особо могут повлиять. «Планировали открыть рейс в Усть-Каменогорск. Но неожиданно, когда уже были продажи на первый рейс, зашла казахская авиакомпания "Скат". (Они) с 2008 года не летали, здесь увидели, что зашла российская и просто перешли дорогу», — приводит пример Александр Макин.
Еще один фактор — это аэропорты. Толмачево активно работает над расширением маршрутной сети, совместно с авиакомпаниями. А вот, например, с читинском аэропортом диалог у «ИрАэро» пока не совсем получается.
Многое зависит от субсидирования направлений. Внутренние региональные перевозки очень чувствительны к сезонности и где-то балансируют на границе рентабельности, а где-то просто убыточны без господдержки. «Когда в зиму летаешь, есть такие месяцы как сентябрь, октябрь, январь, февраль, они для любой авиакомпании убыточны. Мы подали заявку в Росавиацию на субсидии на вот эти рейсы. И чем больше субсидия, тем больше будет у нас рейсов. Потому, что просто так для частной компании все тащить на себе — это прямой убыток», — поясняет собеседник.
До 1 декабря Росавиация заявки собирает и, по его словам, либо в конце декабря, либо в начале января даст информацию — каким компаниям выделена субсидия в каком объеме. «Поэтому будем принимать много решений уже после январских каникул. Сейчас сильно жестко летнее расписание не составляем. Возможно, корректировки будут. Естественно, где дотации есть, там выгоднее летать, убытков меньше и мы пойдем теми трассами», — говорит начальник службы организации перевозок «ИрАэро».
На сегодня план по карагандинскому направлению следующий: с января откроются транзитные рейсы с востока. Это рейс из Иркутска в Улан-удэ, потом в Красноярск и Новосибирск. Он стыкуется с рейсом Новосибирск — Караганда. «Обратно по стыковке в зимнее время пока не получается. А летом будет и сразу в Иркутск в обратную сторону. Планируем по договоренности с АК "Сибирь". Пассажиры будут возвращаться на рейсе "ИрАэро" в Новосибирск, и дальше — в Иркутск на "Сибири"», — уточняет Макин.
Пока, по его словам, «две частоты» в неделю: понедельник и пятница. «Еще в запасе, если будет востребованность летом, среда. Понедельник, пятница — сами пассажиры выбрали при голосовании на сайте...», — говорит представитель авиакомпании.
В КАРАГАНДЕ
Пока беседовали, полтора часа лету и тысяча километров остались позади. Посадка в аэропорту Сары-Арка. Встречают камеры и местные випы. Перед трапом разрезают красную ленточку. Здесь это тоже событие. Сам аэропорт Каранагды сразу удивляет размахом, чего из-за непонятно откуда взявшихся стереотипов совсем не ждешь. Чисто, красиво, современно. Проходим паспортный контроль и на второй этаж, где ждет официальная церемония.
В официальных речах звучит, что новый рейс откроет дорогу в Караганду не только деловому сотрудничеству, но и туристам. Может ли стать Караганда туристической меккой, предполагать сложно. Город все же промышленно-индустриальный и погодные условия довольно близки к сибирским. Но то, что город красив, — неоспоримо.
Достопримечательности между прилетом и вылетом подробно изучить не удалось. Аэропорт находится в 20 километрах от города, а времени было меньше двух часов. Но увиденное в окно микроавтобуса успело оставить впечатление от архитектуры.
А кое-что и просто вызвало улыбку. Например, самоироничный памятник знаменитой фразе «Где-где? В Караганде!». Эта же фраза является и самым популярным сюжетом сувенирных магнитиков, которые в избытке представлены в аэропорту.
Но если магнитики в аэропорту — абсолютная норма, то автомобили — не совсем. Это еще одно, что приятно удивило. Оригинальный памятник расположен в открытой зоне на втором этаже аэровокзала. Здесь установлены «Москвич 408» 1965 года выпуска и «ВАЗ 2101» 1973 года.
«Каждая из них имеет свою историю, что и отображено с помощью росписи в технике — аэрография», — говорится на информационном плакате, установленном рядом с автомобилями. Тут же сотовый телефон аэрографиста (видимо, это результат взаимовыгодной бартерной сделки с ним), немного подправленный фломастером.А если серьезно, то эти «советские» авто уже своим присутствием навевают некоторую ностальгию и придают ощущение, что ты дома. Хотя, формально Казахстан — другое государство. Как говорится в аннотации, аэрография «Жигулей» рассказывает о брежневской эпохе, а «Москвича» — о противостоянии Кремля и Рейхстага.
ДОМОЙ И В СОЧИ
Снова в самолете. Командир экипажа обещает, что долетим быстрее, чем в Караганду, — в этом направлении ветер попутный. Сервисным обслуживанием в аэропорту пилоты остались вполне довольны: «Все стандартно, на уровне».
«Я один раз летал до этого (в Караганду), но это был чартер, хоккеистов привозил… Аэропорт хороший, большой, крупный. Я внутри был, мне понравилось, машины там стоят…», — поделился пилот Сергей Бузин. В целом впечатления от первого регулярного рейса он, смеясь, описал фразой «прессы очень много».
Продолжаем беседу с Александром Макиным. Он рассказывает, что в перспективе авиакомпания рассматривает рейс Новосибирск — Самара — Сочи. «Просчитаем, если он будет выгоден, и пойдет с Новосибирска с полной загрузкой…», — говорит Макин.
«В Омске у нас тоже филиал, ну и летом будем там базироваться, через него будут рейсы на Черноморское побережье: Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик», — продолжает собеседник. В ближайших планах, начиная с января, прямые рейсы из Новосибирска в Ноябрьск и Улан-Удэ.
В целом он оптимистично смотрит на перспективы: «Земля практически открыта, как таковой границы нет…». Но при этом еще раз оговаривается, что на международных направлениях конкурировать региональной компании сложно. «Те же азиаты прилетают на большом самолете, им легче цену уронить в тарифе, кресел то больше… Поэтому они нас просто выдавят», — поясняет Макин. А следовательно, от местных АК стоит ждать новых маршрутов между сибирскими регионами и внутри них, при условии субсидирования.
СПРАВКА: Караганда — третий по площади город Казахстана (550 квадратных километров) после Астаны и Алма-Аты, и четвертый по численности населения после Алма-Аты, Астаны и Шымкента. По данным на 1 февраля 2014 года, здесь проживает 485,3 тысячи человек 113 национальностей. Преобладают русские (50,57 %) и казахи (36,25%).
«ИрАэро» — частная региональная авиакомпания, основанная в 1999 году. Основной аэропорт базирования — в Иркутске, с 2014 года стала второй авиакомпанией (после АК «Сибирь»), самолеты которой базируются в Толмачево. Кроме внутренних региональных рейсов выполняет международные — в Китай и Японию из восточных российских регионов.
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1,8 тысячи пассажиров в час, на международных – 750 пассажиров. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы I и II категории ICAO. Пассажиропоток аэропорта в 2013 году превысил 3,7 миллиона пассажиров, объем обработанного груза и почты — 29,9 тысячи тонн.