НАВЕРХ

Публикация фото #солевая — попытка переложить вину

Фото предоставлено Игорем Ляхом

Делать однозначные выводы по делу о групповом изнасиловании в Новосибирске до завершения работы следствия и суда некорректно. Но сам факт пристального внимания к нему большой части общества и конфликтного агрессивного обсуждения говорит о многом, считает психотерапевт европейского реестра Игорь Лях.

Широкий резонанс история с групповым изнасилованием 16-летней студентки в Новосибирске вызвала после появления в Сети фото с места события, которые выложили сами предполагаемые насильники. На кадрах девушка раздетая лежит на полу в бессознательном состоянии. В обсуждениях под хештегом #солевая многие одобряют поступок насильников, которые, якобы наказали девушку за измену.

Очевидно, что у молодёжи появилась тенденция выкладывать информацию в интернет и устраивать что-то вроде общественного судилища, пытаться реализовать функцию следствия, суда, исполнить наказание. Очевидно желание привлекать общественное внимание и оказывать давление на участников процесса и друг на друга, на общество в целом, а это тенденция очень опасная.

По этой дорожке можно дойти до суда Линча, что уже бывало во многих странах. Зачастую, такой искаженный вариант поиска правды носит оправдательный характер, когда под влиянием самостоятельно толкуемой, извращаемой и пропагандируемой идеи социальной справедливости человек, сам того не понимая, совершает серьезное преступление, а затем пытается склонить общественное мнение в свою пользу.

Не владея полнотой информации, но участвуя в судилище, любой способен причинить серьёзный моральный и физический вред другому. Как правило, это происходит под давлением собственного или общего эмоционального порыва.

Публикацией в интернете подобной информации могут воспользоваться и те, кто сам скрыто чувствуют свою вину за произошедшее, частично чувствуют ответственность. Они тем самым пытаются найти себе союзников, соратников среди пользователей интернета, то есть разделить свою ответственность и вину с кем-то другим.

В какой-то мере, происходящее есть следствие социальной сепарации. Появляется много социальных групп, а социальные сети этот процесс катализируют. Люди могут группироваться и общаться виртуально, но в тоже время публично. Они где-то понимают, что с помощью публичности и общности можно усилить собственное влияние, создать феномен социального наказания, но до конца себе в своих действиях отчета не отдают.

Эмоциональный аффект может устранить из восприятия тот факт, что они, фактически, сообщают о своем преступлении. Это вполне объяснимо подростковостью, незрелостью, но возрастающей активностью, значительной части общества.

Все подростки ищут социальные группы, где они ощущают себя более своими, более принятыми, более значимыми. Человек ищет социального одобрения даже такими бесчеловечными действиями. Ощущение, что ты совершил что-то неправильное, заставляет винить жертву. Этот феномен встречается практически у всех преступников.

Можно говорить об элементах развития криминальной психологии — перекладывание ответственности за собственноручно содеянное на жертву. Отказ от сострадания к другому делает возможным само действие насильственного характера и его последующее оправдание. К сожалению, этот феномен весьма «заразен» и легко распространяется в массовом сознании.

Быть жертвой — это всегда болезненно, а в обществе, ориентированном на успех, это может быть болезненно непереносимым. Человек общества с потребительской моралью нестерпимо боится быть пострадавшим, поэтому в обсуждении ему проще принять позицию палача. В свое время это очевидно прослеживалось в формировании фашизма. Никому не хотелось быть гонимым, евреям, человеком второго сорта и общество поддерживало нацистов своим молчанием, отрешённостью и безучастностью, о потом и соучастием. К каким последствиям это привело Германию, да и весь остальной мир — общеизвестно.

Тот факт, что этот случай с изнасилованием вызвал большой интерес в интернете, также связан с тем, что в нашем обществе сейчас значительно повысилось социальное напряжение. Это связано как событиями в Украине, общеэкономической ситуацией, реакцией на ожидание санкций.

Страх и тревога повышают общий уровень агрессии среди людей, начинаются сопутствующие процессы: поиск врагов, поиск виноватых, поиск выхода или персональной правды, поиск справедливости, желание любым путем снизить напряжение. Именно поэтому любой случай применения агрессии воспринимается особо остро, а в обсуждаемом случае — запредельное проявление агрессии.

Часть людей выплеснут агрессию, выразив свое мнение, но для определенной части людей это остро актуальная тема, они будут муссировать ее долго и она может повлиять на их жизнь.

Ругаясь с кем-то в чате, отстаивая в интернете свое мнение, большинство находит единомышленников и немного разряжается. Криминальная психология, привычка обвинения жертвы может распространяться. Беда в том, что при этом может закрепляться социально негативный поведенческий механизм. Человек потом всегда, когда сталкивается с чем-нибудь подобным, будет обвинять жертву, даже если жертвой становится он сам.

Тема: Изнасилование студентки в Новосибирске
Мать «солевой» пропала в Новосибирске
Приговор по делу #солевой изменили в Новосибирске
Суд вынес приговор по изнасилованию #солевой
Обвиняемые по делу #солевой останутся под арестом до сентября
смотреть все
Обсуждение (9)