НАВЕРХ

Наскальная живопись мешает коттеджам и «диким» туристам

Фото Андрея Мармышева

Автографы в стиле «Здесь был Вася» стали реальной угрозой для первобытной наскальной живописи в Сибири. А вдобавок — просто «рассыпание» от времени и гибель из-за взрывных работ. Экскурсии здесь скоро можно будет проводить только ради современных «петроглифов», выполненных аэрозольной краской.

Кроме того, что-то приносится в жертву экономике, а что-то невозможно защитить от местных жителей, каждый из которых думает, что от одного взятого им для хозяйства камня не убудет. Или еще одна угроза — планы по строительству коттеджей. Ученые просят о спасении — Сибирь пора превращать в музей под открытым небом...

Почти как на заборе

Казанцевская писаница находится в нескольких километрах от красноярского поселка Шушенское. Тут протекает река Оя, высится Ленковая гора. Оживленная автомобильная трасса, даже трудно предположить, что рядом сохранился кусочек первобытного мира. Сергей Журавков, местный археолог, уверено поднимается горными тропками. За ним, спотыкаясь на подъеме, бредут несколько журналистов из команды пресс-тура «Енисей-РФ 2014».

Здесь в 80-е годы прошлого века были обнаружены петроглифы или, как их еще называют, писаницы — изображения на скале. Первые рисунки нанесли люди, жившие в этих местах более трех тысяч лет назад.

На скалах своеобразная летопись: следы тагарской, таштыкской культур, изображения енисейских кыргызов, обитателей этих мест в Средние века и времена русского освоения. «Большинство сохранившихся рисунков выполнено красной охрой — краской на основе гидрата оксида железа и глины. Очень часто встречаются солярные символы — круг, который у многих народов обозначал солнце. Он может быть и символом шаманского бубна», — говорит Журавков.

Гора и текущая рядом Оя были культовым местом. Скала образует своеобразный амфитеатр с уникальным эхом, и в древности здесь прощались со своими усопшими, отправляя их в лодках по течению реки в страну мертвых.

Сейчас восприятие мира вертикальное: вверху — рай, внизу — ад, посередине — мы. У древних была горизонтальная модель мира, где важную роль играла река. Исток воспринимался как начало, восход солнца, а устье — закат и смерть. Эта модель мира в числе остального осталась запечатленной на скалах.

Но все чаще здесь стала встречаться и другая модель мира, та, что обычно отражается на городских заборах. Или просто летопись современности — «Баранов Степа 98» или «Сухоносов Артем 1992», — которая с каждой новой буквой стирает кусочек прошлого.

Доцент Красноярского государственного педуниверситета Александр Заика уверен, что спасти писаницу может только создание музея. «Ситуация там критическая: некоторые плоскости обрушились, оставшиеся покрыты современными надписями. Мы сейчас со студентами готовим проект музея-заповедника, в который должна войти Ленковская гора, расположенные возле нее курганы и могильники», — говорит Заика.

Музеефикация позволит создать комплекс с четкими границами, инфраструктурой, экскурсионными маршрутами, зонами охраны и туристической деятельности. В этих условиях «Степы Барановы» без сотрудника музея подняться к петроглифам не смогут.

Три километра истории

Во всемирно известной Шалаболинской писанице в Курагинском районе петроглифы сохранились на протяжении трех километров — на вытянувшихся вдоль реки Туба скалах, достигающих в высоту 200 метров. Но «дикие» туристы добираются и сюда, пишут, рисуют, вред наносит и дым от костров. «Помогают» и местные жители — берут камни на хозяйственные постройки.

Древность оставила здесь изображения антропоморфных фигур, животных, символов и знаков — практически все иллюстрации мифов каменного века. В подножии — скальные захоронения, остатки приношений. В окрестностях — десятки стоянок, курганных могильников.

Шалаболинские петроглифы в отличие от других известных объектов древнего искусства региона охватывают широкий временной интервал: от эпохи камня (6-8, возможно 9-12 тысяч лет назад) до современности (конец XIX — первая половина XX века). «Здесь мы также предлагаем создать музей под открытым небом, однако пока о каком-то продвижении говорить рано. Хотя идея его создания появилась давно, более десяти лет назад», — рассказывает Заика.

Наскальные рисунки уничтожались и раньше, много сотен лет назад. Жившие в этих местах народы шлифовальным камнем сдирали рисунки, после чего наносили сверху свое изображение. По предположениям ученых, это связано со сменой религиозных представлений, приходом на берега Тубы новых родоплеменных групп.

Сегодня это памятники федерального или краевого значения, они находятся под охраной законодательства, однако статус не обеспечивает автоматическую неприкосновенность.

Коттеджи Тепсея

Недалеко от впадения Тубы в Енисей гора Тепсей с двумя вершинами. У древних местных племен считалась священной. Петроглифы и тюркские рунические надписи здесь были обнаружены еще 150 лет назад — порядка 1,5 тысячи изображений.

«И вот мы получили информацию, что одна из фирм планирует построить возле Тепсея коттеджный поселок. Уже и запрос сделали о землеотводе. А ведь там все кругом сплошной памятник: петроглифы, могильники, курганы. Нужна срочная музеефикация», — говорит Александр Заика.

Он тут же вспоминает, что многие петроглифы Красноярского края и так уже принесены в жертву экономике — затоплены полностью или частично водами Красноярского, Саяно-Шушенского и Богучанского водохранилищ. В результате взрывных работ уничтожены две писаницы на реке Мане: Борок и Унгутская пещера.

Активная добыча камня производится и на горе Шишка под Минусинском, где также находятся петроглифы...

Ответа властей на запрос компании-застройщика пока нет. Впрочем, как и конкретных ответов по музеефикации.

Фото: Фото из архива Александра Заики, Андрея Мармышева
Еще по теме
Как безопасно сжечь чучело на Масленицу
Гости новосибирского зоопарка попадут прямо в вольер с пумами
Хоценко пообещал обновить в Омске парк техники для уборки дорог
Мэр Ачинска подарит бутылку кефира первому клиенту вытрезвителя
смотреть все
Обсуждение (3)