НАВЕРХ

Читай, город

Фото с сайта www.treehugger.com

Согласно опубликованным недавно исследованиям Роспечати, объем книжного рынка России за прошедший год сократился на 8%, а время, которое взрослый россиянин тратит на чтение литературы, составляет 9 минут в день. Корреспондент Sibnet.ru выяснял, стоит ли всерьез беспокоиться за будущее книжных магазинов.

Скидка в 50% на весь ассортимент, установленная в магазинах сети "Топ- книга", спровоцировала настоящий бум интереса к книгам и канцтоварам — очереди стояли даже в обеденное время будних дней. Смущал, однако, повод, по которому эта распродажа была устроена — ликвидация магазинов крупнейшего книжного ритейлера России. Сейчас почти все они закрыты для покупателей, их будущее, как и будущее самой компании, предсказать крайне сложно. Средства, вырученные от распродажи, пойдут на оплату долга Сбербанку, пишет тем временем в своем блоге "От гаража до психбольницы" владелец компании "Аристотель" (магазины BookLook, "Иван Федоров", "Плиний Старший" и др.), а также акционер "Топ-книги" Михаил Фаустов.

Ситуация, в которой находится крупнейший игрок книготоргового рынка страны, — весьма убедительный аргумент для тех, кто любит рассуждать о падении интереса россиян к чтению. Апеллировать можно и к статистике Роспечати — организация регистрирует это второй год подряд.

— Мы понимаем, что книжный рынок сокращается, а читают люди все меньше еще со времен распада СССР. В какой-то степени падение продаж книг связано с кризисом, повлияло и развитие Интернета, — считает директор магазина "КапиталЪ" Ильдар Яркимбаев.

— Бумажные книги в официальной торговле дико дорогие, так что тысячу раз подумает человек о том, покупать книгу или пополнить свою потребительскую корзину. Продвинутые пользователи знают о существовании ридеров, поэтому 8% это еще мало. Будет больше. Бумага не умрет в ближайшие 50 лет, она просто займет свою нишу — как виниловые пластинки, — утверждает куратор книжной лавки "Собачье сердце" Михаил Трифонов.

Главная претензия тех самых покупателей, не желающих приобретать бумажные книги, — высокие цены, установленные магазинами. И если на новинки и бестселлеры ритейлеры охотно вешают специальные щадящие ценники, то с менее востребованной литературой такое случается гораздо реже. Ильдар Яркимбаев полагает, что "Топ-книга", "Аристотель", "Читай-город" и другие сети в ближайшее время начнут снижать цены.

— Книжники начали понимать, что книга — не роскошь. Раньше считали, что это товар, не эластичный в цене: покупателю не важно, сколько стоит книга, если она ему нужна, то он придет и купит. В результате, у людей сформировалось отторжение. Полагаю, есть смысл ждать перемен, — предсказывает директор магазина "КапиталЪ".

— Я думаю, что в Интернете найдутся люди, которые и 20 рублей за книгу назовут неоправданно высокой ценой, — возражает Трифонов.

Еще одной потенциальной угрозой продажам бумажных книг называют распространение ридеров — портативных устройств, предназначенных специально для чтения электронных текстов. Лежащая в основе таких устройств технология e-Ink позволяет получить изображение, для человеческих глаз мало отличимое от обычной бумаги. Ридеры (также часто называемые электронными книгами) уже сейчас продаются не только в магазинах бытовой техники, но и в книжных. Кроме того, рост качества экранов портативных устройств позволяет все большему числу людей с комфортом читать книги с мобильных телефонов и планшетов. Роспечать отмечает, что продажи книг в текстовых форматах через Интернет за последний год выросли в два раза — до 60,72 миллиона рублей. Однако стоит отметить, что это пока менее 0,1% всего книжного рынка.

Эксперты, впрочем, большой угрозой ридеры не считают.

— Если они и вытеснят бумажные книги, то не раньше, чем через несколько десятков лет, — полагает Яркимбаев. — Интегрируются они у нас очень медленно, плюс американский опыт показывает, что электронные книги отлично уживаются с традиционными. Кроме того, авторы часто выкладывают свои произведения в Интернет, позволяя бесплатно качать их в ридер, а потом они даже лучше продаются в бумажной форме.

— Сами по себе ридеры не угроза, — соглашается Михаил Трифонов. — Все дело в том, как в эти устройства поступает контент. Если он получен легальным путем, произведены необходимые отчисления и ничьи права не нарушены, то все нормально. Если книга просто скачана из Интернета — это уже проблема.

Распространение и скачивание книг с помощью Всемирной сети владелец компании "Аристотель" назвал воровством и причиной упадка книжного ритейла.

Оценивая будущее сегмента книготорговли, Трифонов утверждает, что регресс будет продолжаться. По его мнению, средних магазинов станет гораздо меньше, тяжелее придется и большим сетям. "Возможно, в некоторых городах останется всего по одному книжному магазину. Многие начнут продавать не только книги, но и множество сопутствующих товаров — ту же электронику", —  предполагает он. "В книжный магазин будут приходить за штучным товаром, человек будет знать, что именно здесь он найдет то, что ему надо. Поэтому сети умрут под тяжестью огромных условно-постоянных расходов, а мелкие точки останутся, потому что добрые и любят каждого покупателя", — считает Фаустов. Ильдар Яркимбаев также отмечает, что независимые магазины должны будут помогать мелким издательствам — крупные сети, например "Читай-город", уже связаны договорами с большими издательствами вроде "Эксмо" и АСТ. Но сколько бы ни было опасений за будущее книжного рынка, перспективам чтения как такового, похоже, ничто не угрожает. Падает не интерес к книгам, говорит Михаил Трифонов, падают продажи бумажных книг в магазинах.

— Совсем читать не перестанут, — уверен Яркимбаев. — Цифры можно интерпретировать по-разному, зато я точно знаю, что к нам сегодня заходит много молодежи. Думаю, местам, ведущим грамотную политику, бояться нечего.

— Из самой читающей в метро страны мы превратились в страну самую читающую в метро дисплеи своих смартфонов. Чтение мобильного контента и чтение с экранов мониторов учету не поддается, — говорит Михаил Фаустов. — В 2020 году бумажные книги останутся, так же как с появлением видео остались кинотеатры, а театр не умер с появлением кино. Книга — это не временное изобретение вроде пейджера. Человек будет читать до тех пор, пока существуют буквы.

    Читайте также
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Вот, что излечит ваши запястья даже в 75 лет! Нужно взять...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Кардиолог шокировал мировую медицину: сосуды чистит простой...
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Муж поднял потенцию за 1 минуту! Использовал этот метод
    Реклама
    • ИП Попов А.П.
    • ИНН: 602715631406
    Это спасет потенцию даже в 70 лет! Продается в каждой аптеке...
    Калибруем GPS: как улучшить навигацию на смартфонах Android
    Однокомнатная берлога: как спят медведи
    «Запорожец»: как устроен первый доступный автомобиль
    В объективе 2020 года: самые невероятные фото живой природы
    Обсуждение (49)
    Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
    Правила комментирования
    Загрузка картинки
    или
    06.06.2011 10:36
    У книжных магазинов большое будущее с такими-то ценами. Недавно зашел в "Книжный Мир" в Барнауле, увидел очень интересную книгу - "Введение в QNX Neutrino" Роба Кертена (сейчас читаю в электронном виде). Книжка небольшая - 368 страниц, в мягкой обложке. Но цена 800 рублей. Ну и зачем мне это? Я лучше эту книжку спиратю с Интернета за бесплатно. Так что, господа владельцы книжных магазинов, задумайтесь - если вы будете продавать книги по бешеным ценам, людям будет проще находить их в Интернете. Лично я уже несколько лет так живу ибо не миллионер, чтоб книги покупать
    06.06.2011 10:42
    Согласен, конские цены на книги просто не оставляют никакого желания покупать их в магазинах. Но если заказывать через инет, то отлично получается)
    06.06.2011 11:08
    c0unt_zer0 (ответ для Zifix)
    Это да, в том же Озоне цены значительно ниже. Плюс постоянные акции и скидки. Заказывал у них как-то книжку и два диска с фильмами в придачу. Со скидкой чуть больше 500р вышло
    07.06.2011 09:32
    DiRRty ZoMMbie (ответ для c0unt_zer0)
    Да это наши обдалбански поднимают цены, книги которые у нас стоят от 400 до 600 рублей в Москве я на ярмарке за 150-200 купил ((
    06.06.2011 10:46
    Нет, ну некоторые книги я продолжаю изредка заказывать, но это если нравится автор или какая то серия книг. А вот так покупать по конским ценам, проще в сети найти.
    06.06.2011 10:48
    а я ваще книги не читаю читаю которые по литре задают и то в кратком содержании
    06.06.2011 10:52
    Мутант (ответ для revan231)
    нашел чем похвастаться
    06.06.2011 21:22
    gr0mim (ответ для Мутант)
    Слушай, чего вы придираетесь? хоть так пусть читает.. я тоже как написали ниже. книжки в школе почти не читал... ну по учебной литре (так читал) . зато в Универе уже читал.
    06.06.2011 10:55
    krabskaut (ответ для revan231)
    Правильно, зачем тупому быдлу чтение?
    06.06.2011 15:51
    zx-spectr (ответ для krabskaut)
    Я тоже не читал в школе книги по своей воле, только то что задавали.
    Живу нормально, стал читать уже в институте.
    По вашему я тупое быдло? Странные выводы...
    06.06.2011 11:09
    c0unt_zer0 (ответ для revan231)
    Мда, видно, что ты интеллектом не испорчен
    06.06.2011 14:02
    тов. Сталин (ответ для revan231)
    Правильно такие нашему государству и нужны, а то дворниками сантехниками работать некому.
    06.06.2011 21:32
    gr0mim (ответ для тов. Сталин)
    Без разного социального статуса, существование страны невозможно.
    07.06.2011 00:59
    2210trol (ответ для revan231)
    уделали пацанву?..
    и рады...
    пАдОнКи...
    08.06.2011 19:29
    pohrendist (ответ для revan231)
    Лев Толстой в гробу перевернулся smile.gif (Его как-то просили вкратце рассказать сюжет своего романа... Ну, кто начитан, тот поймет, о чем я smile.gif )
    06.06.2011 11:09
    Последнюю книгу я купил авторства Фрейда. За 660 рублей. И на эти 660 рублей я могу питаться неделю и очень неплохо питаться. За эти деньги я могу проплатить интернет и получит множество подобных книг. Вопрос:Нахрена мне покупать такую дорогую книгу? Будут такие книги стоить по 300-400 хотя бы рублей, буду их брать, т.к. на бумаге лично мне приятнее читать.
    06.06.2011 11:11
    c0unt_zer0 (ответ для DuShaq)
    Так всем приятнее читать бумажные варианты. И глаза меньше устают и информация лучше усваивается. Но за такие деньги...
    08.06.2011 19:31
    pohrendist (ответ для c0unt_zer0)
    За всех не надо. ) Я еще с пальмы как начал, так и по сию пору - только с экрана, ибо мне так гораздо удобнее.

    "Но за такие деньги..." А это да - бумага нынче шик.
    06.06.2011 12:29
    цены конечно большие, но всегда приятнее читать на бумаге-и плюс ещё в том, что можно взять куда угодно))))я, например, заказываю в интернет-магазине Лабиринт-самые низкие цены, ниже чем на OZONE. Недавно заказала 8 книг и заплатила всего 1200+2 тома о жизни художников в подарок.))
    06.06.2011 12:32
    Вымирает книжная индустрия факт, просто отойдет со временем как виниловые пластинки или кассетные магнитофоны.
    06.06.2011 13:11
    Бумажные книги не держал в руках уже очень много времени. Читаю с экрана компьютера и нетбука. Порой я думаю, что бумажные книги вот-вот превратятся в моветон)
    06.06.2011 13:31
    У нас в барнауле многие книжные закрываются уже... Тут зашел на распродажу скидки по 60%, думал может что найду...Про историю автомобилестроения переглянулась книжка. перевернул, а там цена 1000 рублей. У меня в месяц расход 2500 на все...а тут только книга 1000. Блин, этож вообще не реальные цены. P.S. про то что мало читают это все полная ерунда. Я думаю многие не смотрят телевизор, а ЧИТАЮТ все новости, события, статьи в интернете. Да, канешно может и худ литературы стали меньше читать, но е-мае и читать то толком нечего. Я в детстве с удовольствием только Гарри Поттера читал ( книги по 7-8 перечитывал) больше то особо нечего было. То что в школе задавали - тоже читал, но мало что нравилось. Вот сейчас пример: парень 11 лет на ДР книгу Сталкер попросил(ну хоть так). Так что слухи о смерти - сильно преувеличены ))
    06.06.2011 15:55
    zx-spectr (ответ для 1gor91)
    Мне тоже нравится серия книг "Стакер", первую книгу начал читать в электронном виде, когда увидел в магазине бумажный вариант, купил и не пожалел. Бумага есть бумага smile.gif
    06.06.2011 14:01
    Можно купить ридер за 300$ c кучей загруженных производителем книг или с возможностью бесплатного скачивания с внутренней сети. и законно и не дорого.
    06.06.2011 14:03
    Про винил правильно сказали.
    06.06.2011 14:04
    Записывайтесь в библиотеку.
    06.06.2011 14:06
    Мне кажется статистика немного не правельная. Я согласен что читать стали меньше (Особенно дети подросткового возвраста) и дело не в школьной прогамме. Хотя да, произведения включённые в список литературы в школах оставляет желать лучшего, но всё таки встречаются весьма интересные рассказы. Но дело не в этом... Дело в том, что у детей перестали воспитывать интерес к чтению. Я согласен с таким мнением, что читать книги порой скучно. Лично я предпочитаю читать (а точнее слушать) аудиокниги, мне так удобно. А на данный момент остаётся лиш вновь начать воспитывать у детей интерес к чтению. Насчёт цен на книги тоже упомянули к месту, давно уже пора решить эту проблемму (Но мы живём в России, а здесь это происходит крайне медленно) Одним словом, пока что нам остаётся вспомнить времена когда РУССКИЙ народ был самым читающим В МИРЕ.
    06.06.2011 15:57
    zx-spectr (ответ для M.A.X.I.M)
    Повезло вам с аудиокнигами, я не воспринимаю их, либо отвлекаюсь, либо засыпаю. Приходится читать, особенно когда хочется отдохнуть от компьютерного монитора.
    06.06.2011 20:33
    Folterknecht (ответ для zx-spectr)
    Я тоже не могу аудиокниги слушать. Не нравиться, и все тут. А бумажные книги стоят не мало. Да и живу я в маленьком городе, и свою любимую философию для меня найти крайне проблематично. Если в книжном магазине всего две книги Ницше было (обе уже у меня), зато всякой ерунды навалом.
    06.06.2011 21:29
    gr0mim (ответ для M.A.X.I.M)
    Максим... с тобой я тоже далеко не согласен... почему вы всегда опираетесь на старое без учета настоящего? (я о глобальном мышлении... так узко мыслить... мы воообще можем быть всех хуже) Как говорится все познается в сравнении. НАПРИМЕР: США... большенство школ книги уже практически не читают- и что? теперь они деградируют? просто наука есть наука... И вообще это чушь, что когда либо люди перестанут читать... какой то "идиот" толкнул идею, все теперь говорят, мол перестанем читать... да никто не перестанет читать... А цены на книги да дорогие... хотя на этом порой можно денег не жалеть.
    07.06.2011 15:18
    M.A.X.I.M (ответ для gr0mim)
    США есть США, там свои порядки и свои традиции (в том числе и воспитание подростающего поколения) и их учебная часть меня не столь сильно волнует нежели наша.
    Мне просто обидно, книги это часть автора, его мир, его частичка души (чувствую меня понесло) Скажу так... Сам я лично читаю произведения фантастического и одновременно филосовского типа. Насчёт аудиокниг... Совсем недавно я прочитал (прослушал) произведения А.Б.Стругацких и был очень впечатлён. Так же сейчас слушаю "Война и Мир". Мне лично даётся довольно легко, Во всяком случае очень хорошо скрашивает моё прибывания на даче)))
    06.06.2011 19:56
    Не понимаю аудиокниги, это 10-20 часов, чтобы прослушать книгу, когда ее можно прочитать за пару часов. Хотя, конечно, если это высококачественный текст, вроде Мастера и Маргариты, или 12 стульев) тогда интересно.
    06.06.2011 21:23
    gr0mim (ответ для Prestone)
    Да не скажи... некоторые аудиокниги напротив короче... даже слушать не охото...
    06.06.2011 22:58
    Статистика: у меня есть десятка два знакомых (в среднем) и пять друзей. Из всех них читают только человека четыре, и - самое главное - три из них - девушки. Это так бредово, но это правда - книга считается чем-то вроде театра. В него ходят немногие. Книги считаются уделом гениев. Спасибо за такую лестную оценку, конечно, но ведь это не так. Читать интересно, в чтении мы можем познать что-то новое в самих себе, так же как и в любом другом виде творчества.
    Ну и теперь завершение - к новости, появившейся еще утром, всего 26 (или около того) комментариев. Больше половины даже не прочитали эту новость. Большинству из оставшейся части - просто НАСРАТЬ.
    07.06.2011 00:11
    Книги дорогие, аж слов нет!!(( Я помню, летом каждую копейку считал, купил три книги СТАЛКЕРа, они за косарь перевалили, но не жалею.
    А ближе к весне мр-3 купил, тоже около косаря, и накачал книг туда - мама не горюй.
    Жалею только то, что мр-3 сломал((
    07.06.2011 01:01
    2210trol (ответ для S.trelok)
    везет тебе...
    ты такой крутой...
    07.06.2011 01:06
    в 2015году(или раньше) в Новосибе построят еще одну библиотеку типа ГПНТБ.На эти деньги можно было бы построить 3-5 стандартных детских садов или школ, построить и оборудовать 2-3 поликлиники...
    но ведь это же бумажные КНИГИ!
    ОНИ НУЖНЫ ВСЕМ!
    07.06.2011 01:19
    Расказываю историю!!! Ну зачит так! Объявили о 50прц скидке, в сети магазинов, название не скажу!!! Я так обрадовался!!! Ух как я обрадовался! Купил книжек своему ребенку! Ну я то подумал, что выгодно так купил! Ага! Как бы не так!!! Через денька два, пошел за продуктами в супермаркет! Эти же книжки стоят в 3 раза дешевле!!! Такое впечатление, что эти книжные накручивают цены до немогу, а потом объявляют о скидках. Причем книга все равно получается стоит дороже своей сущности. Так! На полках книжных сейчас наблюдается вообще какой-то шлак, отстой и бог знает что! 50% того что находится на полках, это как правило великий и ужасный фэн-шуй, БлЮватская, Ошо и прочий понос, извините! И этот все стоит не 300 руб. С научной литературой вообще полный крах! Ну что-то еще можно встретить, но это редкость. Через интернет заказывать лишь иногда выгодно, но все равно дорого! Порадовало, что в Топ-книге всего 10 руб за доставку. За это им спасибо! Но вот книги которые реально нужны все время отсутствуют! Есть кнопочка уведомить о поступлении. Но она ничего не дает - я уже 2 года одну книжку жду. Когда же она поступит? В букинистических можно много чего найти! Но! Цены тоже я не могу!
    07.06.2011 13:42
    Высокие цены на высокий спрос. Всё это мифы я Гарри Поттера купил две книги отдал 750 рублей.
    07.06.2011 14:22
    Насчет цен я согласен. "Топ-книга", кстати, одна из самый дорогих сетей. В Красноярске, например, есть книжные магазины с куда более низкими ценами. На новинки как раз никто цены и не снижает, все интересные издания - от 300 (это самый минимум) и далее до бесконечности. Поэтому мне, студенту, удается купить 3, максимум 4 книжки в месяц, прочитываются они за неделю-две. И дело не в том, что сети не могут снизить цены, просто эта сраная сверхприбыль, на людей им наплевать. И еще огромная проблема с учебной и научной литературой. Простой справочник стоит больше 1500, при этом фиг где найдешь. Единственный способ достать литературу - интернет, но это недели 2-3 доставки. Поэтому я и не понимаю школоту, которой дают возможность почитать классику, бесплатно.
    07.06.2011 14:56
    Pishu s ridera, ochen' horoshaja shtuka, za 3 mesjatsa chto on u menja est' prochital bol'she chem za neskol'ko let. Zhal' tol'ko russkoy raskladky net.
    07.06.2011 19:00
    2210trol (ответ для Fantastic)
    разве теперь сможешь сказать, что ридер -это роскошь? Книга из бумаги, на которую уходит живое дерево, переработанное в бумагу и в дерьмо, сливаемое в воду, которую люди употребляют-вот роскошь.
    07.06.2011 19:42
    Fantastic (ответ для 2210trol)
    Po sravneniju s pokupkojy knig v magazine eto gorazdo deshevle.
    07.06.2011 21:20
    За электронными ридерами - будущее. А книги останутся, пусть и в меньшем количестве, в библиотеках личных и общественных. В конце концов книга станет приятным сувениром, который греет душу без всяких батареек. А цены на сувениры бывают разные. Конечно ширпотреб не должен стоить дорого - иначе станет мукулатурой.
    08.06.2011 19:39
    То то и оно , что цены в книжных магазинах просто астрономические ... Я еже несколько лет читаю книги в электронных вариантах ...

    Печатные издания тоже читаю , иногда покупаю в магазинах , но я тоже не миллионер , чтобы по 1000 рублей выливать на книгу .

    08.06.2011 22:14
    Люблю книги - теплые, живые smile.gif Очень жаль, что их место займут электронные sad.gif Но я думаю, это неизбежно. В будущем, думаю, из-за уничтожения сырья книги станут предметом роскоши...
    10.06.2011 00:06
    Уж лучше ничего не читать, чем читать: сталкер, меченый, спецназ, бандитский фарт, бешеный, слепой, кривой, ответивший за козла и тому подобный понос. Женщины эту гадость не читают, они читают о розах в соплях: "Он мягко улыбнулся ей и посмотрел в её заплаканные глаза: - Как ты могла подумать обо мне такое ? Она не выдержала и разрыдалась у него на груди." Это типа пра лубофф. Как говорится прочел одну - прочел все.
    Если вышеуказанный шлак перестанут покупать или на него цены взлетят, то мне по барабану.
    А с техлитературой всегда напряг был.
    10.06.2011 15:34
    2210trol (ответ для mutniy)
    правильно, техническая литература должна быть в технической библиотеке) суть то в том, что бедные-бедные издатели разоряются и вынуждены поднимать цены на печатные издания)
    а еще, дело в том, что ридеры подорожают, когда на них спрос возрастет, а в сети халявы НЕ БУДЕТ)) издательский пизнес сдохнет, но "свято место пусто не бывает"...
    14.06.2011 22:59
    в улан-удэ тоже были скидки 50 процентов в книгомире
    вообще быстро расхватали все)
    О самом главном