НАВЕРХ

"Яндекс" подружится с соцсетями

Фото Павла Комарова, Sibnet.ru

По данным фонда "Общественное мнение", Интернетом в Сибири ежемесячно пользуются около пяти миллионов человек, из них около 90% применяют "Яндекс" (данные TNS-Россия). Технический директор крупнейшего отечественного поисковика Илья Сегалович рассказал корреспонденту Sibnet.ru о развитии технологий и новых сервисах.

— Каков масштаб бизнеса "Яндекса"?

— Мы начинали с очень маленького количества запросов: 13 лет назад ежедневно "Яндекс" обрабатывал около 10 тысяч запросов в день. Сейчас уже около 150 миллионов запросов в день, примерно по одному на каждого жителя России. Сейчас у нас проиндексировано около 10 миллиардов документов, но знаем мы примерно про 100 миллиардов документов.

Каждый день "Яндекс" выдает, наверное, по 5 терабайт информации. Когда-то мы очень внимательно следили за количеством проиндексированных страниц, а сейчас у нас появилось столько сервисов, все они такие разные, решают так много задач, что цель иметь повсеместную индексацию немного утратила актуальность. Раньше у нас были две задачи — ранжирование и размер базы. А сейчас — ранжирование, актуальность и много других показателей качества поиска.

Специалисты "Яндекса" подсчитали, что средняя стоимость доступа в Интернет в Новосибирске — 250 рублей за 1024 килобит в секунду, в Красноярске — 367, в Иркутске — 1022, а в среднем по России — 660 рублей.

— Сколько сотрудников работает в "Яндексе"?

— Примерно 2,5 тысячи человек: около 1,5 тысячи — в Москве, остальные — в других городах. Из них разработчиков — около 900 человек. Несколько сотен менеджеров: они готовят продукт, помогают обрабатывать данные, редактируют, оценивают. Есть еще обслуживающий персонал, продажники, маркетинг. Офисы разработки расположены в Москве, Симферополе, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Калифорнии.

В Новосибирске у нас работает офис продаж. Конкретных планов по открытию офиса разработки в Новосибирске нет, но вполне возможно, что мы откроем его в 2011 году — это было бы разумно.

В первом полугодии 2010 года объявления в "Яндекс.Директе" разместили четыре тысячи компаний из Сибири — вдвое больше чем годом ранее. Ежедневно объявления Директа видят более 1,6 миллиона жителей СФО и около 400 тысяч новосибирцев.

— Когда будет введен поиск не по ключевым словам, а по целым фразам?

— Уже давно поиск идет не по ключевым словам. Если вы всмотритесь в результаты, то в них отображаются многие измененные формы ключевых слов — аббревиатуры раскрываются, синонимы заменяются, опечатки исправляются. Вы набиваете в поисковике какую-то кашу из букв, а система умеет извлекать информацию. Уже очень давно используются синонимы, транслитерация, перевод, отождествление объектов: когда А. С. Пушкин означает Александра Сергеевича, а не Антона Степановича, например.

Каждый день новосибирцы совершают в "Яндексе" 790 тысяч "поисковых сессий" — серий запросов, с помощью которых пользователь решает одну поисковую задачу. Их общая продолжительность — 4,5 года. Ежедневно новосибирцы задают "Яндексу" 1,9 миллиона запросов.

Обсуждение (85)