НАВЕРХ

От клада не в накладе

Фото с сайта www.reakcia.ru

Джон Сильвер, Индиана Джонс и Остап Бендер – все они искали сокровища, каждый в свою эпоху. Современный искатель богатств выглядит иначе, чем эти литературные персонажи. За несметными сокровищами он оправляется во всеоружии современных технологий, с металлоискателем и в болотных сапогах. О богатствах, находках и удаче корреспонденту Sibnet.ru рассказал новосибирский кладоискатель Аркадий Савиков.

- Аркадий Сергеевич, расскажите, как у вас появилось такое необычное хобби?

- Началось все еще в 80-х годах, когда я был студентом и увлекался археологией. Мы с товарищем выезжали за город, на места сражений Гражданской войны и откапывали старые штыки, гильзы, кости. Металлоискателей у нас тогда не было, копали вслепую. Сдавали находки в музеи, кое-что дарили друзьям. А потом распался СССР, металлодетектор стало найти проще, и я взялся за дело профессионально. Правда, конкурентов появилось много. И вот уже почти 20 лет я этим занимаюсь.

- А что такое клад? Вряд ли возможно найти мешок с золотом, но все-таки?

- Да, мешок с золотом найти, конечно, нельзя. В основном, попадаются отдельные монетки, наконечники стрел, остатки инструментов, какие-то полусгнившие вещи, назначение которых сложно определить. Несколько раз я находил старые иконки, кем-то зарытые в землю. Сейчас, кстати, самое благодатное время для поисков. Снег уже сошел, а трава еще не выросла. Вот и выкапываем царские монеты. Бывает, попадается что-то действительно ценное. Например, в Иркутской области мои коллеги не так давно нашли серебряный пояс армянской знати и продали Эрмитажу. Я и сам однажды нашел кавказский кинжал с узорчатой рукояткой и в дорогих ножнах. Как он попал в Сибирь – непонятно. Наверное, это и есть клад.

- Вы ищете только в Новосибирской области?

-Нет, конечно! Я на своей машине объездил всю Россию и даже за границей искал. Три года назад мы собрались в экспедицию в Монголию, искать могилу Чингисхана. Целый месяц ездили, искали – ни малейшего намека. Считается, что Чингисхан завещал похоронить его так, чтобы могилу не заметили. Поэтому, курган после погребения разровняли, а всех, кто участвовал в погребении – убили. Может, она и не в Монголии вовсе, могила его.

- А что вы делаете с находками?

- Большинство находок музеям не нужны, они не представляют исторической ценности. Поэтому оставляю у себя, дарю друзьям, продаю на интернет-аукционах. В зависимости от редкости вещи, ее можно дорого продать. Но постоянно зарабатывать на этом нельзя, все зависит от удачи.

- Что сегодня нужно, чтобы стать кладоискателем?

- Да много чего: металлодетектор, автомобиль-внедорожник. А еще нужно хорошее знание истории, геологии и острый глаз. Я когда по дорогам еду, почти безошибочно чувствую, где раньше деревенька стояла. То ли чутье, то ли опыт. Увидишь такое место, выходишь, смотришь – и, правда, старые кирпичи попадаются, дерево полусгнившее. Но перед выездом хорошо старые карты посмотреть, архивные материалы.

- У вас есть какая-нибудь находка, которую вы цените больше всего?

- Да, это старинное медное кольцо с резьбой. Я его нашел в Томской области пять лет назад. Засек детектором, стал копать. Попалась гнилая доска, я ее в сторону отбросил. Копал, копал – нет ничего. Думал уже, детектор подводит, хотел отойти, да на доску посмотрел. А колечко – вот оно, к доске прилипло, вросло в нее. Вытащил – теперь оно у меня как талисман.

- Какие-то обычаи или приметы у кладоискателей есть?

- Есть: мы верим в удачу. Лично я, чтоб сезон удачным был, первую находку за год оставляю в земле, с собой не беру никогда. А еще не нужно брать все подряд – плохие монеты, пуговицы – иначе удача от тебя отвернется. Счастье не любит жадных.

- Вы всегда смотрели на кладоискательство, так как сейчас, или когда-то была другая точка зрения?

- Конечно, когда молод был, по-другому смотрел. Думал, вот, буду копать и найду большой клад, мешок с золотом, на всю жизнь себя обеспечу. Сейчас понимаю, что вряд ли доведется такой мешок найти. Ведь мы находим чаще всего не то, что спрятано, а то, что потеряно. Монетки из дырявых карманов падали, охотники и воины стрелы теряли, крестьянин на поле инструмент забыл, да так и не нашел. Хотя раньше много чего закапывали, деревенские люди копили на коня или корову, зарывали в землю глиняный горшок с монетками. От большевиков много ценностей прятали, особенно церковь свои богатства зарывала. Мне попадались пару раз горшки с монетками, но ценности в них мало. Раньше ведь за рубль можно было коня купить, крестьянин по полушкам собирал, в горшок складывал, в землю закапывал. Полушки сейчас не ценятся.

- А что ценится?

- Редкие монеты ценятся. Не обязательно старые, а именно редкие. Монетка возрастом в 50 лет может быть дороже, чем монетка возрастов в 300. Ну и драгоценные редкие вещи, конечно.

- Есть ли какой-то клад, о котором вы много слышали и хотели бы найти?

Золото Колчака. Или библиотека Ивана Грозного. Об этих кладах все много слышали. Но вот вопрос: была ли эта библиотека, было ли это золото? Много источников указывает на их существование, но слишком уж все спорно. А найти такой клад хотелось бы. Тут тебе и слава, и почет, и деньги. Кому не хочется? А легендарных кладов много: золото инков, сокровища ордена тамплиеров, да та же могила Чингисхана. Деньги вообще под ногами валяются. Правда, в подавляющем большинстве случаев валяется мало.

- Тогда чем это привлекает? Ведь траты на кладоискательство могут оказаться больше доходов?

- Это не совсем так. Расходы обычно удается окупить. Да и не из-за денег я этим занимаюсь. Люди же едут на море в отпуск, тратят на это деньги. Так и я, езжу в отпуск копать. Я отдыхаю таким образом. Мне такой отдых нравится. Кто-то на рыбалку ездит, кто-то на охоту. А я землю копаю. Не для денег, а для души.

Алексей Стрелец, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (12)