НАВЕРХ

Колыванский прокурор: фашизм не пройдет!

Фото <A target=_blank href=http://www.sibnet.ru/>Sibnet.ru</A>

Борьба с экстремизмом в нашей стране принимает порой самые неожиданные формы в самых неожиданны местах. В сибирском райцентре Колывань разгорелись нешуточные страсти вокруг бронемастера Верёвочкина и его моделей немецких танков, которые сочли едва ли не орудием пропаганды нацизма. Юристы расходятся во мнениях, Верёвочкин и СМИ негодуют, прокурор настаивает на букве закона, а дело меж тем получает международный резонанс.

Танки и кресты

Танки Вячеслава Веревочкина – единственного реконструктора военной техники в России – часто бывают на людях. Появлялись в Новосибирске на встрече ветеранов, ездили в Москву на парад, снимались в фильмах у Никиты Михалкова, теперь вот собрались в Ростов на съемки картины «Щит Родины». Но только после выступления на колыванских гонках их заподозрили в страшном – пропаганде нацисткой символики.

Тогда, 16 марта, прошло шоу «Джипы против танков», где детища Веровочникина соревновались в проходимости с внедорожниками. Попутно зрители увидели исторический бой, в котором модель Т-34 с красной звездой победила чешскую «Прагу» с немецким крестом. Уже через несколько дней стало известно, что колыванская прокуратура усмотрела в действиях бронемастера пропаганду нацисткой символики. За это Веровочкина хотели наказать штрафом, как предписывает статья 20.3 Административного кодекса РФ («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»), а затем обошлись предостережением.

- Веревочкин предупрежден о недопустимости нарушения законодательства о противостоянии экстремизму, конкретно о том, что он не должен использовать имеющийся у него танк для публичной демонстрации и пропаганды нацистской символики и атрибутики, - сказал тогда в интервью прокурор Колыванского района Алексей Войтов.

При этом мастеру вручили бумагу, где, в частности, объяснялось, что модель танка «Прага» может быть использована им «для пропаганды и публичного демонстрирования нацисткой атрибутики и символики». Этого уже не смог стерпеть сам бронемастер – пенсионер, а в прошлом офицер Советской Армии.

- Во-первых, я не согласен с определением «нацистская символика», - говорит Веревочкин. – Точно такой же крест, к примеру, используется сейчас в вооруженных войсках Германии. Я показывал в прокуратуре этот крест, но там даже слушать ничего не хотят – им все равно, говорят, показывать будете на суде. Во-вторых, мне просто обидно: я служил в армии, я стараюсь для Родины, для истории, чтобы помнили эту войну – а меня подозревают в какой-то пропаганде, о которой у меня даже мысли никогда не было!

Определение нацисткой символики, как и самого нацизма, стали для участников этого дела самой большой заковыкой. Сочувствующие Верёвочкину, уже поднаторевшие в геральдике, говорят о гамма-кресте, который суть символ Христа, как «краеугольного камня Церкви», другие вспоминают, что во время инсценировки это крест был с танка сорван:

- Белый крест - это не нацистский символ, а один из символов вооружённых сил Германии во времена Великой Отечественной Войны, - утверждает помощник организаторов гонок Сергей Кунгурцев. – В ходе символического боя танк «Прага» был остановлен и «подбит», зрители закричали «Ура!», после чего белый крест был сорван с модели танка «Прага». То есть по сути своей это была патриотическая акция, и статья «О противодействии экстремистской деятельности» тут абсолютно неуместна.

Прокурор волен понимать

Однако оказалось, что ни кресты, ни танки, ни ход событий не имеют значения, когда в дело вступает субъективное восприятие происходящего прокурором. Как объяснила Sibnet.ru новосибирский юрист Анна Шилина, в законодательстве отсутствуют определения понятий фашизма и нацизма, что и дает свободу трактовки этих понятий чиновниками. «Проще говоря, соответствуют ли ваши действия понятию фашизма и нацизма, будет определять конкретный следователь, исходя из своего личного опыта», - поясняет Анна.

Кроме того, закону неважно, чем на самом деле является тот или иной крест. Если его можно спутать с нацистским символом – это уже «считается».

- В данном случае важно не буквальное следование графической традиции, как изображать свастику: вправо повернутую или влево, - говорит юрист Максим Седов. - Важно другое – воспримет ли это публика как нацистскую символику. Если она может ее так воспринять, это уже попадает под понятие ее демонстрации. И тогда остается выяснить - имеет это отношение к пропаганде или нет. Прокурор может счесть, что имеет. Но окончательное решение, разумеется, всегда выносит суд.

Лучше перебдеть?

Как сообщили в прокуратуре Вячеславу Веревочкину, «дело» на него было заведено по собственной инициативе колыванского прокурора, после того, как в интернете появились статьи о прошедших гонках. Инициатива эта понятна: власть объявила на всю страну борьбу с экстремизмом. Да и сам прокурор, объясняя причины начатой им проверки, сказал в телеинтервью, что «законодательство Российской Федерации считает публичную демонстрацию нацистской символики и атрибутики оскорблением памяти жертв Великой Отечественной войны».

Но в таком случае, предполагает возмущенная общественность, к ответственности нужно привлекать и режиссеров и прокатчиков фильмов о войне, и военные музеи, и театры, где в реквизите завалялся картонный немецкий танк с крестом, и даже детские магазины игрушек, где продаются модели немецких танков? Максим Седов отвечает – если нет пропаганды, привлекать не будут, но выслать предостережение, по идее, могут.

- Прокурор всегда действует исходя из собственного понимания закона,- говорит юрист. – И из предостережения, которое сделал г-н Войтов г-ну Веревочкину, не видно, что прокурор понимает закон неправильно. Я склонен думать, что это просто способ профилактики. Иными словами, стремление предупредить нарушение закона прежде, чем оно произойдет.

Анна Шилина видит в ситуации еще один момент: «Применение именно этой нормы, возможно, обусловлено тем, что прокуратура просто «пробует ее на вкус»: часть 2 статьи 20.3 Административного кодекса («Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики») введена Федеральным законом от 10.05.2007».

Утомленные прокурором

Хотя для юриста Максима Седова все ясно и закончено, конец этой истории явно не близок. Бронемастер Веревочкин ждет опровержения предостережения, которое его оскорбляет, прокурор высылает повестки организаторам гонок «Танки против джипов» и проявляет интерес к клубам, участвовавшим в инсценировке танкового боя. А московские юристы из Ассоциации реконструкторов России (в которой Веревочкин занимает далеко не последнее место) уже готовятся к тому, чтобы вылетать в Новосибирск и отстаивать честь бронемастера в суде.

Резонанс получился нешуточный: один из форумчан Автофорума, где живо обсуждается дело Верёвочкина, уже направил письмо о происходящем в передачу «Человек и закон», а заграничные друзья и коллеги бронемастера шлют ему письма с поддержкой и обещанием при случае помочь. Тем более, что теперь мастера обязали заплатить штраф за то, что танки не прошли техосмотр («О каком техосмотре речь, если это модель, макет?» - возмущается сам Веревочкин).

Вот только нам надо надеяться, что, зорко следя за социально-опасными реконструкторами, прокуроры также найдут время на обезвреживание реальных экстремистов и смогут победить мировое зло нацизма.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (31)