Мусорная реформа: «Мы в одной из худших ситуаций»

Прошло полгода с внедрения новой системы обращения с коммунальными отходами. Новосибирцы до сих пор не понимают, за что они теперь платят и почему до сих пор не внедрена переработка мусора. Руководитель регионального оператора по обращению с ТКО «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова рассказала о формировании тарифа, ходе и перспективах мусорной реформы.

С 1 января в стране внедряется новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Контроль над рынком обращения с отходами переходит от множества разрозненных компаний к крупным региональным операторам, отобранным по конкурсу. В Новосибирской области это компания ООО «Экология-Новосибирск», ее тариф после 1 июля стал 88,62 рублей с человека в месяц, он снизился на 3,8 рубля.

Фото: © предоставлено пресс-службой «Экологии-Новосибирск»

— По мнению ряда общественников и депутатов, тариф завышен. Действительно ли вывоз мусора после проведенных торгов возрос примерно в три раза по сравнению с тем, что платили ТСЖ до 1 января 2019 года?

— Дело не в торгах. Тариф вырос потому что раньше все перевозчики работали как индивидуальные предприниматели по упрощенной налоговой системе или вмененному доходу. (Сейчас) 20% из тарифа — НДС. 

В основном стоимость связана с транспортированием отходов в удалённых населенных пунктах, куда раньше мусоровоз не приезжал. В соответствии с территориальной схемой есть не самые удачные пробеги, например, в Каргатском и Татарском кластерах, там собирается мало отходов, а транспортировать надо далеко.

Если бы не было общего тарифа, для каждого населённого пункта с человека была бы разная плата. Например, меньше всех платили был в Новолуговском сельсовете — 16 рублей, так как они находятся рядом с полигоном, а больше всех Ордынский район, правый берег, они платили бы 516 рублей.

Средний тариф по России 110-130 рублей, мы на этом фоне демократично выглядим, хотя у нас область протяженная и есть малонаселенные территории.

— А что касается юридических лиц, как обстоят дела с ними? 

— Юридические лица не хотят платить, заключать договоры, говорят, что совсем не производят отходы. Из почти 8 тысяч договоров с юридическими примерно поровну расчётов по факту и по нормативу.

— Действительно ли в январе из-за нехватки часть контейнеров были изъяты с территорий бизнес-центров и перенесены во дворы жилых? 

— Нет, скорее перевозчики менялись местами. По итогам конкурса, например, перевозчик стал работать в Заельцовском районе, он забрал свои контейнеры из Ленинского района и перевез туда. А кто на его место пришел, тот перенес из другого места. Это за три недели января устоялось.

— Есть ли в целом проблема нехватки контейнеров?

— К 1 апреля дополнительно к 16 тысяч контейнеров добавили 3 тысячи новых. Мы обслуживаем те населенные пункты, куда раньше не приезжали мусоровозы, частный сектор весь, а раньше он обслуживался только на 40%. Перехватывающих контейнеров стало больше.

— Но жители все равно жалуются на вывоз мусора в частном секторе…

— Конечно, проблемы есть. Такую сложную систему не так легко построить. Надо людей приучить. С одной стороны, каждый человек хочет свой контейнер, с другой, никто не хочет мусорку возле двора. Пока за несколько лет мы не приобретем такое количество контейнеров, которое удовлетворит всех, это получается одномоментно, будут как сторонники, так и противники.Путь бутылки: как мусор превращается в колготки

По оценкам Министерства ЖКХ, нужно 44 тысяч контейнеров на все населенные пункты Новосибирской области. Но большинство из них — это 200-литровые бочки, которые предпочитают в сельской территории. Они складируют горячую золу, поэтому пластиковые контейнеры не поставишь. Железные баки, которые грузят мусоровозы с боковой загрузкой, на узенькие улицы не проедут. Поэтому 200-литровые емкости — самый востребованный объект.

— В каких количествах и в какие сроки планируется установить контейнеры для раздельного сбора мусора в Новосибирске?

— С 1 июля начнем выставлять сетчатые контейнеры с нашим логотипом для раздельного накопления. Первые появятся в Новосибирске, Бердске, Кольцово. Точное количество пока не буду называть. У нас уже сегодня есть два предприятия. Это СК «Родник» и ООО «ТБО», которые занимаются сортировкой. В ближайшее время откроется сортировка на криводановском полигоне.

Мы будем отсортированный, например, пластик отдавать перерабатывающим производствам, и они будут выпускать продукцию, например, фитинговые соединения труб.

Закон предусматривает, что доходы, которые получит оператор сортировочного комплекса, он обязан предоставить тарифному регулятору, и в следующем тарифном регулировании уменьшают тариф на эту сумму.

— ТСЖ говорят, что сейчас сортировать мусор им невыгодно, так как платить придется также как за не рассортированный...

— Раздельное накопление гораздо дороже. Представьте, на площадке стоит пять контейнеров, за ними приезжает мусоровоз. Он загружает быстро все контейнеры и едет на полигон. А если у вас раздельное накопление, то один из пяти контейнеров будет специально для этих целей. Приедет мусоровоз для смешанных отходов и отдельная машина за этим контейнером. Тот мусоровоз едет на полигон. А тот, который забирает раздельно накопленные отходы, везет их на обработку. Она включена в тариф, это в три-четыре раза дороже полигонного захоронения.

Если оплачивать придётся по объему мусора, а не за человека, это будет намного дороже. Дешевле может быть только если, как в других странах, затраты на захоронение смешанных отходов специально завышают, чтобы датировать сортировку отходов.

— Как Вы относитесь к идее перехода на систему оплаты всего мусора по количеству, а не по единому тарифу?

— Нельзя этого делать. Мы придем к тому, что каждый свой пакетик будет стараться выбросить в чужой контейнер, чтобы за свой платить меньше. Наоборот, сначала надо общий тариф, потом построить систему, а потом думать для каких категорий граждан снижать платежи.

А то мы дали возможность юридическим лицам платить по факту, и они свой мусор в наши многоквартирные дома бросают, и не платят ничего регоператору. Люди будут переплачивать за юридические лица. Начнем загораживать контейнеры, закрывать на замки, люди начнут стоять рядом. Это приведет к мусорному коллапсу.

Тем более, объем произведенного мусора, который поступает на полигоны с весами, уже превышает тот, который заложен в тариф.

— В Новосибирской области 21 полигон, все ли они оснащены весовым контролем?

— В 2016 году вышло постановление правительства РФ, по которому каждый объект должен был оснастить себя весовым контролем. У нас это сделали только шесть объектов. Это самые крупные полигоны в Новосибирске: два полигона САХО, СО РАН, Бердск, Искитим и Черепаново.  Они принимают 80% отходов, которые образуются в Новосибирской области.

Нескольким объектам департамент по тарифам эти затраты включил в тариф на 2016 и 2017 годы, но они не установили.

Сейчас пользуясь правилами коммерческого учета, мы платим меньше этим полигонам, потому что они не выполнили требования закона. Теперь они обязаны установить. Их экономический жгут гонит. 

 — Какая на сегодня собираемость платежей?

— Мы вышли в прошлом месяце на уровень собираемости 76%. Этого недостаточно. Наши коллеги — ресурсоснабжающие организации — иногда больше 100% собирают.

Недобро средств идет не с граждан. Это юридические лица или ТСЖ и управляющие компании, которые деньги собирают, а нам не отдают. Но отдадут со временем.

— Министр природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин говорил о том, что у некоторых операторов в регионах в тариф не заложена инвестиционная составляющая и это может помешать строить инфраструктуру. В нашем регионе она заложена в тариф? Мусор переезжает: какими станут полигоны под Новосибирском

— У нас она не заложена. Когда будет разморожено концессионное соглашение и мы построим полигоны для сортировки мусора, в тариф будет включена производственная программа. Инвестиционная составляющая  — когда сначала собирают деньги, а потом строят. Тем выгоднее концессионное соглашение. Здесь сначала строится объект и только потом включается в тариф. Это удобнее и более приемлемо для населения.

— Продолжается суд с областными властями по концессионному соглашению о строительстве двух мусоросортировочных заводов. Какого решения вы добиваетесь?

— Мы находимся в одной из худших ситуаций во всей России, у нас нет объектов. Те, которые мы использовали, свой ресурс исчерпали либо не соответствуют современным требованиям.

Эта затяжка с началом работы по концессионному соглашению сильно портит позиции региона. Надеемся, что 2 июля решение будет и мы приступим к строительству. Спор идет в основном вокруг одного участка, но финансовая модель такова, что строить надо оба сразу по концессии, два одинаковых полигона, что удешевляет значительно строительство. Нам подойдет решение, которое позволит начать строительство.   

— Из-за суда на сколько может отодвинуться строительство мусоросортировочных заводов?

— На строительство уйдет 33 месяца с экспертизами, изысканиями, проектными работами, строительством и пусконаладочными работами. Если бы в 2016 году начали строить, мы бы уже по полной их загружали. Они полностью закроют нужды Новосибирска по сортировке мусора.

— После строительства полигонов тариф может снизиться?

— Теоретически — да. Особенно когда мы будем понимать, сколько отходов будет отбираться на вторичные ресурсы, за какую цену будем их продавать. Мы нацелены как можно больше отбирать, в том числе органической фракции — 15%. Это всегда выгодно. И тогда население будет понимать, что столько-то отходов они выбросили, столько отобрали на вторичную обработку, и еще такую продукцию сделали.


Еще по теме
Как вычислить фальшивую квитанцию за услуги ЖКХ
Новый порядок расчет за ОДН вступит в силу в марте
Новосибирская область сменила мусорного оператора
Опасный миф: почему нельзя отказаться от оплаты ЖКУ
смотреть все