Нацсобрание Франции 20 марта 1792 года одобрило применение гильотины — орудия, изменившего представление о казни. Это устройство появилось под революционными лозунгами «свободы, равенства и братства», как гуманное средство лишения жизни. Стало же оно инструментом массового террора и символом смерти.
«Смертная казнь — в новом государстве должна быть демократичной», — заявил в разгар Великой французской буржуазной революции один ярких ее представителей — доктор анатомии Жозеф Игнас Гильотен. Он был гуманистом и по-настоящему радел за простой народ.
Дело в том, что в те времена способ казни зависел от положения человека на социальной лестнице. Преступникам из простонародья была уготована позорная и мучительная смерть через повешение, сожжение и четвертование. Благородного умерщвления посредством отсечения головы удостаивались только лица дворянского происхождения.
Подобную практику Гильотен считал отвратительной. Саму казнь он призывал сделать не только единообразной для всех, но и как можно менее мучительной. Он даже мечтал о полной ее отмене. Но пока своим союзником в борьбе за гуманизацию наказаний доктор сделал представителя легендарной парижской династии палачей — Шарля Сансона.
Поначалу Гильотен призывал ввести единую для всех казнь через отрубание головы мечом или топором. Но, как объяснил ему Сансон, эффективность этого вида казни сильно зависела от квалификации палача и выдержки жертвы. У палача могла дрогнуть рука, а приговоренный мог забиться в истерике — тогда казнь превращалась в кровавую бойню. Бывали случаи, когда голову удавалось отсечь только с десятой попытки, и преступник умирал в жутких агониях.
«Прекратите! Мы больше не желаем об этом слушать!» — возмущались депутаты Нацсобрания Франции, когда Гильотен им рассказывал об этом. «Вы меня не поняли: я придумал кардинальное решение этой проблемы!» — успокоил их доктор.
Конструкция
Вопреки устоявшемуся мнению Гильотен не был изобретателем орудия казни. Подобные устройства уже использовались в Шотландии, Ирландии и Италии. У них был один принцип работы: по двум вертикальным направляющим вниз падало тяжелое лезвие и мгновенно отсекало голову жертве.Вальпургиева ночь: как вычислить ведьму?
Первоначально машине дали имя «луизетта». Впоследствии оно было вытеснено традиционным названием. Во время установки устройства на Гревской площади в Париже, за которой наблюдал доктор, один из зевак воскликнул: «какая красавица, эта мадам Гильотина». Это устройство в народе также звали «национальная бритва», «вдова» или «дева».
В отличие от своих предшественниц у «мадам Гильотен» было не прямое, а косое лезвие, облегчающее отсечение головы. Весило лезвие от 40 до 100 килограммов. Его веревкой поднимали на высоту двух-трех метров и закрепляли в этом положении специальной защелкой.
Осужденного на казнь клали на горизонтальную скамейку, фиксировали его голову досками с выемкой для шеи. Палач рычажным механизмом сбрасывал защелку, и лезвие срывалось на шею жертвы.
Ритуал
Гильотен требовал, чтобы казни проводили закрыто, не допускали на них посторонних. Но власть имущие не вняли его требованиям. Это было любимое народное развлечение. Осужденных казнили на площадях под свист и улюлюканье толпы. И в годы французской революции количество осужденных на смерть увеличивалось с каждым днем.
Со средневековых времен сложился ритуал публичной казни. Осужденному
зачитывался приговор, что именем французского народа ему отсекут голову в публичном
месте. В утро перед смертью приговоренному объявляли «Мужайтесь! Час искупления
настал». Ему предлагали закурить или выпить рюмку.
Король Людовик XVI был единственным, кому было сделано исключение в этом ритуале. 21 января 1793 года он приехал на казнь в не скрипучей тюремной повозке, а в элегантной карете. И ему разрешили вступить на эшафот со священником.
После отсечения головы палач поднимал ее и показывал собравшемуся народу. Бытовало поверье, что отрубленная голова еще жила в течение нескольких секунд и могла видеть беснующуюся толпу.
Но технологичная, быстрая и даже в чем-то эстетичная казнь на гильотине не понравилась развращенной парижской черни. Ей не хватало истеричных криков, крови и ругани палачей. «Верните деревянные виселицы!» — скандировали они и вспоминали сгорающих заживо на кострах людей.
Жертвы
Тем временем во Франции буйствовал революционный террор. После казни короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты на эшафот взошли лидеры революции. Счет тех, кто лег под нож гильотины уже шел на многие тысячи. С помощью «национальной бритвы» палач мог казнить 12 приговоренных всего за 12 минут, а за три дня при особом старании — до 300 человек.
Доктор Гильотен был в отчаянии. Еще недавно он мечтал о полной отмене смертной казни. Теперь он был потрясен разгулом террора и тем, что бойня ассоциировалась с его именем. Его самого стали звать «Доктор Смерть». В итоге он сам угодил под революционный трибунал. Говорят, что с помощью своего друга палача Шарля Самсона пытался сорвать казнь королевы, которую боготворил.
Гильотина — стала вершиной палаческого мастерства. Но в XIX веке ее распространение остановилось — машина напоминала о кровавом революционном терроре Франции. Однако об устройстве вспомнили в нацистской Германии и взяли на вооружение. В Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами было гильотинировано около 40 тысяч человек.
Продолжали «национальную бритву» использовать и во Франции. Последним под нож гильотины лег 10 сентября 1977 года Хамид Джандуб, осужденный за пытки и убийства своей возлюбленной. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.
Вопреки мифу сам Гильотен избежал близкого знакомства с названной его именем машиной. После казни революционного лидера Максимилиана Робеспьера 28 июля 1794 года его отпустили на свободу. Оставшуюся жизнь доктора терзали чудовищные душевные муки, он чувствовал вину за гибель тысяч людей.
«Простите меня. Теперь это имя страшно опозорено, и мне нет прощения, но я сделаю все возможное, чтобы это имя навсегда исчезло», — писал доктор в обращении к предкам. И, действительно, древнее французское дворянское имя Гильотен исчезло из употребления — им перестали называть людей.