Российские военные летчики в скором времени пересядут за штурвалы новейшего боевого самолета ВКС РФ — МиГ-35. Машине, которая в классификации НАТО получила наименование Fulcrum-F, что означает «Точка опоры», прочат роль главного фронтового истребителя России, а также настоящего хита на мировом рынке вооружений.
На минувшей неделе в Подмосковье на производственном комплексе самолетостроительной корпорации «МиГ» стартовали летные испытания нового многофункционального истребителя МиГ-35. Возможности новинки по видеосвязи оценил президент России Владимир Путин, который упомянул уникальность российской разработки.
Ожидается, что МиГ-35 полностью завершат программу летных испытаний в 2017 году, первые поставки истребителей ВКС России намечены на 2018 год. До конца 2020 года военные должны получить 30 машин, а в перспективе все легкие истребители будут заменены на МиГ-35, следует из заявления главкома российских ВКС Виктора Бондарева.
Корабельная порода
МиГ-35 имеет необычную биографию создания — впервые в истории авиапрома разработчики создавали армейский истребитель на основе палубного самолета. Началось все в 1980-е годы в СССР — тогда военным понадобились корабельные истребители четвертого поколения для первого авианосца, который теперь известен под именем «Адмирал Кузнецов».
Конструкторское бюро «МиГ» взяло за основу классический МиГ-29 и создало опытную разработку МиГ-29К. Новая машина получила дополнительное резервирование всех важнейших систем, усиленные крыло и планер, прочное шасси. Все это дало возможность устанавливать на самолет более тяжелые и габаритные боеприпасы.
Миг-35 создавался на основе МиГ-29К — корабельная порода у этой машины проявляется усиленной конструкцией, за счет чего она легко переносит повышенные нагрузки и способна совершить посадку на грунт или обычную автодорогу. Также истребитель имеет тормозной парашют, что дает возможность садиться буквально на любые ВПП.
Неприхотливость позволяет МиГ-35 базироваться вблизи линии боевых действий и практически мгновенно оказываться в нужной точке для поддержки сухопутных сил. Самолет может эффективно уничтожать воздушные, наземные и надводные цели в любых климатических и погодных условиях.
Самолеты МиГ-35 оборудованы двумя двигателями РД-33МК, которые отличаются увеличенной тягой, оборудованы бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления. Новейшая модификация таких двигателей имеет всеракурсный отклоняемый вектор тяги, что обеспечивает истребителю отличную маневренность для ближнего боя.
Несмотря на то, что РД-33МК — это фактически модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска, скорость МиГ-35 по сравнению с предыдущими сериями возросла сразу на треть — истребитель способен разгоняться до 2400 километров в час.
Лазерное оружие для фронтовика
Главными отличиями новейшего истребителя от самолетов семейства МиГ-29 являются прицельные системы пятого поколения, которые передают все данные прямо в шлем пилота, наличие современных средств радиоэлектронной борьбы, сниженная заметность в радиолокационном диапазоне.
Надежность достигается за счет цифровой комплексной системы дистанционного управления с четырехкратным резервированием. Боевую нагрузку МиГ-35 можно разместить на девяти точках внешней подвески, что позволяет применять перспективные авиационные средства поражения российского и даже иностранного производства.
Самолет отличает повышенный запас топлива — дальность полета без дозаправки составляет более 3 тысяч километров, что двукратно превышает возможности МиГ-29. Также в конструкции применена технология антикоррозийной защиты планера и основных систем, это упрощает эксплуатацию истребителя в сложных климатических условиях. «Высокоточная» война России без провизии удивила мир
По заявлениям корпорации «МиГ», стоимость летного часа новой машины почти в 2,5 ниже, чем у МиГ-29. Кроме этого, особый упор разработчики сделали на различные решения, обеспечивающие автономность базирования. В частности, на борту самолета есть кислорододобывающая станция, что позволяет совершать экстремально высотные полеты.
По заявлению разработчиков, МиГ-35 сможет применять перспективное оружие, включая лазерное. Номенклатура применяемых средств поражения весьма обширная — сюда входят ракеты класса «воздух—воздух» Р-77 и Р-73, а также класса «воздух—поверхность» Х-31, Х-35, Х-38. Истребитель способен нести на точках подвески корректируемые бомбы КАБ-500.
Смертельный «Жук»
В состав бортового радиоэлектронного оборудования МиГ-35 входит оптико-электронная система обзора нижней полусферы ОЛС-КЭ контейнерного типа, которая может автономно либо по приказу пилота обнаруживать и захватывать наземные цели. Также самолет оснащен станцией активных помех МСП-418КЭ, которая защищает истребитель от вражеских средств перехвата.
Еще одним преимуществом МиГ-35 является современная радиолокационная станция «Жук», оснащенная активной фазированной антенной решеткой, работающая в любых погодных условиях и при наличии организованных помех. Станция способна одновременно сопровождать до 30 воздушных целей и поражать до шести из них в воздухе и до четырех на земле.
РЛС «Жук» может самостоятельно выделять самые опасные объекты, передавать данные о тактической обстановке на другие самолеты, вести картографирование и разведку, распознавать неподвижно висящие вертолеты, вести радиоэлектронное противодействие. Дальность работы по целям достигает 260 километров. Приметы военных вертолетчиков: что сделать перед вылетом
Истребители МиГ-35 также оборудованы станцией непосредственной радиотехнической разведки, которая своевременно обнаруживает атакующие ракеты, подсвечивает лазерами цели для пилота, автоматически регистрирует всю необходимую полетную информацию, которая в дальнейшем может передаваться напрямую в штаб.
Высокие ожидания может подпортить тот факт, что МиГ-35 ранее разочаровал индийских заказчиков — в 2011 году опытный истребитель выбыл из тендера MMRCA из-за несоответствия некоторых характеристик. Тогда радар в ходе испытаний не смог обнаружить цель на заявленной дистанции, указанной в тендере, а двигатели РД-33МК не показали необходимую тягу.
Впрочем, эксперты считают, что все недостатки уже преодолены, а МиГ-35 на сегодня является одним из самых совершенных российских истребителей. Действительно, по характеристикам он относится к поколению 4++, фактически это переходное звено к самолетам пятого поколения. Разработчики уверены, что новая машина скоро станет хитом на мировом рынке вооружений.