Толстова два раза входила в состав экспедиции на Еринат к Агафье, систематизировала и расшифровала письма отшельницы, написанные ее за 30 лет, проанализировала 45 аудиокассет с записями речи Агафьи Карповны и ее родственников, куда входят и молитвы, и духовные стихи, и исторические песни.
В итоге, старший сотрудник литературного музея имени Астафьева составила двухтомник из 4,5 тысячи словарных статей. В них содержится старообрядческая лексика, фразеологизмы, образцы писем, документальные снимки и рисунки. Автор не увидела изданного словаря, она умерла несколько месяцев назад.
«Первые гости Агафьи Карповны, геологи, отмечали, что речь таёжной жительницы не очень понятна, надо к ней внимательно прислушиваться. С момента первой встречи с основными носителями русского языка, её речь активно стала меняться», — говорится в описании словаря на краудфандинговом сервисе «Планета».
«Брыкало — легкомысленный, ветреный человек, бушавня — шум, патмох — подмога, климонт — климат, коренно — твердо, окончательно, кровопиявай — жесткий, безжалостный, миситься — топтаться», — приводит портал «Культура24» некоторые слова из языка Агафьи.
Агафья Лыкова — единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах в Хакасии. Этой весной ей исполнилось 73 года. Ей регулярно оказывает помощь администрация Кемеровской области. Это вызвало недовольство главыХакасии Виктора Зимина, который запретил соседям летать в заповедник, где находится заимка Лыковой.