НАВЕРХ

Авиашоу в Мочище: девушки и «крокодилы» в небе

Тысячи новосибирцев несколько часов простояли, задрав головы вверх на аэродроме в Мочище под Новосибирском. Десятки самолетов из знаменитых пилотажных групп поднялись в небо, чтобы удивить зрителей мертвыми петлями, бочками и слетанными ромбами. Корреспонденты Sibnet.ru оценили транспортную доступность шоу и узнали, во сколько пилотам обходится выступление.

Традиционное авиашоу в Мочище в этом году объединило две даты — 80-летие Новосибирской области и 105-летие ВВС России. Название празднику придумали патриотическое — «Взлетай, мой край родной!».

Организаторы учли транспортные пожелания прошлых лет: с утра каждые 10-15 минут на станцию Мочище прибывали электрички. До самого аэродрома довозили автобусы за символическую плату в пять рублей. Те, кто решил приехать на собственном транспорте, прогадали — неширокая дорога встала в большой пробке. Также автомобилистов удивила платная парковка за 100 рублей.




Представление начали воздушные шары, которые поднялись над полем с портретами героев-авиаторов Великой Отечественной войны. Вертолеты Robinson пронесли три флага — российский, Новосибирской области и военно-воздушных сил.

Само авиашоу началось внезапно. Над аэродромом пронесся разведчик погоды Су-30. Он покружил в воздухе, сделал несколько зависаний и бочек. Бочка — фигура высшего пилотажа, когда самолет поворачивается относительно своей оси на 360 градусов и не меняет направление полета.

На поле расставили около 20 самолетов. Зрителям удалось побывать в кабинах пары легких воздушных судов. Большинство стояли за забором, и редко где находился человек, способный рассказать о машине.

Особое внимание привлек американец — пассажирский самолет DC-3 «Дуглас», который входит в парк пилотажной группы «Барсы». «Дуглас» разработали в США в середине 30-х годов и выпускали более 20 лет — в СССР под названием Ли-2 этот транспортно-пассажирский самолет изготавливали до 1954 года. Этот экземпляр был выпущен в 1945 году. Его пригнали из Америки три года назад.

Погоду на поле оценили как лучшую за последние четыре года. Возможный дождь так и не собрался, хотя тучи начинали собираться. «Лучше с облаками. Тогда и нам, и зрителям будет лучше видно самолеты. Ветер умеренный, вполне сносный», — оценил условия участник пилотажной группы «Открытое небо» Виталий Лукьянченко.

Виражи на Яках

Две группы — «Открытое небо» из Барнаула и «Барсы» из Сургута — показывали головокружительные трюки на самолетах Як-52. «На Як-52 можно сделать весь пилотаж. Это же учебно-тренировочный самолет, очень комфортный, он создан для этого, для начального обучения. Это самый идеальный самолет», — рассказал Лукьянченко.

По его словам, самое сложное — это фигуры на встречных курсах. В этом случае пилоты контролируют и режим полета, и пространственное положение самолета плюс надо не терять из вида другой самолет. На шоу самолеты пролетели кабинами навстречу друг другу, «заплетали косу» — когда один из Яков маневрировал вокруг второго, а также нарисовали сердечко, которое пронзил третий участник.

«Сначала всю теорию проходим на земле, обговариваем все этапы полета. Потом есть такой элемент отработки у летчиков как «пеший полет» — мы идем по земле и каждый говорит, какие действия выполняет», — описал тренировки пилот.

«Барсы» — это единственная в России женская пилотажная группа, хотя командир в ней парень. Девушек набрали три года назад, сейчас старшей 26 лет, а двоим участникам, в том числе командиру Ивану Барсову — всего по 17 лет.

«В нужное время в нужном месте я появилась. Сложились условия — здоровье, желание и чтобы время позволяло», — рассказала о своем появлении в группе пилот Виктория Филиппова, которая работает лаборантом в медицине.

Летом девушки тренируются регулярно, в другие времена года все зависит от погоды. Филиппова отметила, что зимой нижний порог — минус 24 градуса, чтобы не насиловать технику. Хотя самолет может работать и на более низкой температуре, это не очень хорошо сказывается на техническом состоянии.

По ее словам, во время полета в кабине очень жарко, и пилоты действительно худеют, но во время отдыха, килограммы быстро возвращаются. «(В воздухе) не страшно, а иногда неприятно, когда технически не все срабатывает, у меня сегодня дым не стал выпускаться», — отметила пилот.

«На проходе можно увидеть (реакцию зрителей). Я сейчас сама стою машу, понимаю, что это бесполезно, но нравиться. Когда я пролетала одной из крайних, старалась помахать — я вас вижу, я тоже в ответ машу, хочется, чтобы люди чувствовали отдачу, ведь именно для них мы и работаем», — поделилась впечатлениями Филиппова.

Обе группы прилетели самостоятельно: из Барнаула за час, путь из Сургута занял шесть часов, с двумя посадками для дозаправки. «На высоте 900 метров летели. Я была в наушниках — в одном ухе музыка, в другом наши переговоры», — рассказала Виктория.

Самолеты оборудованы дым-системой — от этого виражи становятся более эффектными, зрелищнее наблюдать за полетом. Трюки выполняют на скоростях от 120 до 300 километров в час. По оценке Лукьянченко, выступление обходится группе в 200-300 тысяч рублей — это топливо, которые расходуется на тренировках, и последующее поддержание самолетов в форме.

Знаменитые гости

В небо также поднялась тройка на «Аэропрактах» — это тихое судно называют «летучей лисицей». А директор СибНИА им. Чаплыгина Владимир Барсук продемонстрировал новинку — цельнокомпозитный самолет ТВС-2ДТС. «Как будто плывет по небу», — восхитился один из юных зрителей.

Валерий Бражник на желтом спортивном самолете Cessna выписывал кренделя. У пилота есть собственный трюк — абракадабра, беспорядочное вращение. Бражник рассказывал, что с детства мечтал стать пилотом, но в летное училище его не взяли из-за увлечения боксом. Второй заход он сделал в 36 лет, по окончании программы обучения в ДОСААФ был списан — не получалась посадка, но разобрался и стал выигрывать соревнования.

Следом пронеслись боевые группы Воздушно-космических сил Министерства обороны РФ — два вертолета Ми-8 и два Ми-24, прозвище которого «Крокодил». За ними с ревом пронесся истребитель-штурмовик МиГ-31 — он был самым громким самолетом на шоу. «Берегите уши!» — предупредили ведущие.

Знаменитыми гостями стала пилотажная группа «Русь». Летчики из Вязьмы впервые прилетели в Сибирь и показали свое классическое выступление под музыку из «Звездных войн» и «Реквиема по мечте». Группа летает на реактивных учебно-тренировочных самолетах L-39 «Альбатрос». Минимальное расстояние между участниками в воздухе — один метр. Летчики испытывают перегрузки от минус четырех до плюс восьми.

L-39 разгонялись до 650 километров в час и замирали в небе, а затем падали в колоколе — эта фигура примечательна тем, что во время боя на нулевой скорости судно не видно для радаров противника. Изюминка выступления «Руси» — цветовое сопровождение. Самолеты «выпустили» триколор, а мертвые петли и сердечко раскрасили в красный.

Неожиданным для всех оказалось выступление «Русских витязей», которое не анонсировалось — по словам ведущей, группа «внезапно решила прилететь на авиашоу». «Витязи» — единственные в мире, кто выполняет пилотаж на Су-30СМ — самолетах класса «тяжелый истребитель». Вес такой «птички» составляет 25 тонн.

Пилоты выступали везде, кроме Австралии и Антарктиды. «Витязи» знамениты тем, что в 2004 году совместно со «Стрижами» составили ромб из девяти самолетов. Это является рекордом в мировой авиации.

В завершении авиапраздника на поле спустились парашютисты, а зрители расходились по кульбиты одинокого Як-52.



Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Обсуждение (11) Добавить комментарий Мой профиль
ОБСУЖДЕНИЕ (11)
0
Добавить комментарий