НАВЕРХ

Истина в воде

Фото с сайта <A target=_blank href=http://prom-water.ru/>prom-water.ru</A>

Последние дни новосибирские СМИ и простых граждан будоражат слухи, что бутилированная вода «Росинка» - какая-то неправильная вода. Кто-то унюхал в ней хлорку, кто-то выяснил, что скважины у производителей и в помине нет, а в СМИ и приватных беседах говорят об информационной войне, которую ведет против «Росинки» компания «Чистая вода». Зачем лидеру рынка это нужно, и чем все закончится, выясняла корреспондент Sibnet.ru.

Рынок бутилированной воды в России сравнительно молодой – крупные фирмы вышли на него примерно десять лет назад, а четкие ГОСТы для этой воды были установлены вообще в 2004-ом. Однако с момента появления лидеров можно говорить о жестком ведении бизнеса и остром конкурировании компаний-производителей.

Водяные войны

Первыми хозяевами водяного рынка Сибири были подразделение компании Nestle Waters «Святой источник» (Кострома) и «Чистая вода» (Москва), которую Nestle Waters приобрела чуть позднее – в 2003-ем. Тем не менее, как утверждают бизнесмены, последнюю трудно отнести к какому-либо городу, так как официально это название не зарегистрировано, и под ним выпускают воду заводы по всей России. Из-за этого в 2004-ом в Омске разгорелся первый информационный скандал, с которым и пришла новосибирская «Чистая вода» на рынок.

Тогда в разных изданиях как-то вдруг стали появляться статьи, в которых говорилось, что вода омской компании ЗАО «Чистая вода» не соответствует нормам и сертификатам. Более того, новосибирские водяные бизнесмены объявляли, что омичи неправомерно используют их название.

«С помощью СМИ данная новосибирская компания, принадлежащая московским хозяевам, пытается откровенно ввести в заблуждение жителей нашего города, заявляя, что мы, пользуясь практикой введения похожих названий, якобы используем название данной компании, - писала в открытом письме директор омской «Чистой воды» Татьяна Черешня. - Однако хотелось бы напомнить новоявленным заезжим бизнесменам, что омская компания ЗАО «Чистая вода» образована в 1997 году, а новосибирское ООО «Компания Чистая вода» создано в 1999 году, при этом в Омске работает лишь с 2003 года. Думаем, комментарии по поводу того, кто и чье имя использует, здесь излишни».

Однако как бы ни возмущались омские бизнесмены, новосибирская «Чистая вода» из этой войны вышла победителем. В СМИ при этом очень культурно было написано, что новосибирская «Компания Чистая вода» выкупила у Nestle Waters дистрибьютерскую сеть по Омску и Екатеринбургу, а в придачу еще и омский завод по производству воды «Святой источник».

Сейчас новосибирской «Чистой воде», по разным оценкам, принадлежит более 90% новосибирского рынка. Однако компания собирается наращивать мощности и сейчас строит второй завод около Бердского шоссе. С его появлением (а значит, увеличением сбыта воды в два раза) в Новосибирске и связывают информационную войну, которой пошла «Чистая вода» на «Росинку».

«Росинка»: проглотить или смахнуть?

Грохот первого залпа новой войны был хорошо слышен уже 11 марта. На тот момент тема недоброкачественности воды «Росинки», с подачи нескольких изданий и ТВ-программ, активно муссировалась в разговорах и, конечно, в интернет-блогах. Основных претензий к «Росинке» было две: очищение воды с помощью хлорирования, что противоречит санитарным нормам, и введение потребителя в заблуждение относительно происхождения воды. Отмечалось, например, что на своих этикетках «Росинка» позиционирует воду как артезианскую, а на деле она чуть ли не водопроводная (иные даже говорили о дистиллированной воде, искусственно минерализированной).

Мы позвонили в санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора и выяснили, что первая претензия, если следовать ее формулировке, безосновательна.

- Мы брали контрольную меру вод и «Чистой воды», и «Росинки» летом 2007 года, - говорит заместитель начальника отдела санитарно-эпидемиологического контроля Роспотребданзора Ольга Иcтулкина. – Обе они полностью соответствуют санитарным нормам. Что касается обработки воды жидким хлором, на первоначальном этапе обработки воды она не запрещается СанПином, мы смотрим на только то, чтобы остатков хлора не содержала вода, разлитая в бутыли.

Чтобы узнать, является ли вода «Росинки» на самом деле артезианской, Sibnet.ru обратился в институт органической химии СО РАН, где бутилированная вода регулярно проходит химический анализ. «Проверить, является ли вода артезианской, в химической лаборатории практически невозможно, - объясняет заведующий лабораторией химических исследований и хроматографического анализа Сергей Морозов. – Возможно, геологи смогут ответить на этот вопрос, если будут знать место скважины. Но аналитическим путем это не проверяется. Одно могу сказать точно – вода у «Росинки» подземного происхождения».

По словам генерального директора ЗАО «Росинка-Новосибирск» Никиты Катешова, факта подземного происхождения воды достаточно для того, чтобы на этикетке стояло слово «артезианская»:

- Существует гостовский документ, в котором указана классификация вод, - комментирует Никита Катешов. - Их всего две: подземные источники и поверхностные – реки, озера и так далее. Источник определяет состав воды. Так вот: воду из подземных источников называют артезианской. По ГОСТу, производитель обязан указывать вид воды, поэтому мы его и указываем на этикетке, маркируем в соответствии с ГОСТом. У нас нет анализа геологов, сертификат этого и не требует. Он просто требует указания происхождения воды. Поэтому мы ничего не нарушаем, эта претензия к нам, мягко говоря, надуманная. Да, вода к нам на завод поступает по трубопроводу. Но поступает из скважин, которые расположены по адресу улица Береговая, 1, где находится водозабор СО РАН.

Но, собственно, рассуждать о нормах и составах бутилированных вод сейчас бессмысленно, поскольку совершенно очевидно, что не в них дело. Ибо, как подтвердил Sibnet.ru Никита Катешов, представители «Чистой воды» еще осенью предлагали ему продать им свою компанию. После отказа пообещали, что предпримут шаги, после которых ему легче будет это сделать. Как «Росинка» расценивает действия конкурента, спросили мы у Никиты Катешова.

- Как я понимаю, здесь не идет речь о поглощении «Росинки», - нас просто хотят убрать с рынка, - полагает Никита. - Если «Чистая вода» действительно рассматривает нас как серьезного конкурента, то ей будет проще «убрать» нас сейчас. На новосибирском рынке бутилированной воды работает еще около десятка более мелких производителей, и на нашем примере им, видимо, хотят показать, что с ними может случиться. Кроме того, насколько я знаю, на новосибирский рынок собирается прийти новая компания-производитель бутилированной воды, и очевидно, ей тоже хотят продемонстрировать, кто тут хозяин.

Информационные агентства, блоггеры и новостные сайты давно уже сошлись на мнении, что все происходящее – очередное повторение «омской водяной войны» и даже выяснили, что за пиар-агентство провело столь «топорную» работу. Однако в «Чистой воде» нам объяснили, что не имеют к шквалу обличающих «Росинку» публикаций никакого отношения.

- Поскольку журналисты атаковали меня подобными вопросами, мне пришлось перечитать эти публикации, - говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Компания Чистая вода» Сания Низамутдинова. - Из них я поняла, что, называя на этикетках свою воду артезианской, компания «Росинка», мягко говоря, лукавит. Поэтому претензии к ней обоснованны. В некоторых материалах СМИ руководство «Росинки» высказывается, что «Чистая вода» имеет умысел опорочить их репутацию. Мы дадим на это свой ответ в скором времени, он будет опубликован в СМИ. Пока же я не вижу смысла что-либо еще комментировать.

По всей видимости, и журналистам, и пиар-агентствам придется еще не раз поработать на поле водяных сражений. И чем все это кончится, не знает никто.

- Я не могу предсказать, чем закончится эта ситуация, - отвечает Никита Катешов. - Но могу сказать, что «Чистой воде» нужно отказаться от дальнейших шагов по попыткам нас дискредитировать. Я против силового нажима, все вопросы нужно решать за столом переговоров. Хотя сейчас уже не о чем говорить, все очень прозрачно. Единственное, чем мы можем отвечать в этой ситуации – информировать общественность и СМИ о недобросовестных действиях руководства «Чистой воды». И это играет далеко не на ее пользу.

Сейчас все участники и наблюдатели конфликта ждут решения антимонопольной службы, в которую обратилось руководство «Росинки». Пока ее клиентская база не страдает – несколько заказчиков ушло, но, по словам Никиты Катешова, не меньше (с начала конфликта) и пришло. Однако, как с усмешкой рассказал нам Никита, водители «Чистой воды» и «Росинки» теперь, встречаясь, приветствуют друг друга фразой: «Ну что, скоро будем вместе работать?»

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (5)