НАВЕРХ

Оборона Диксона: провал «Вундерланда» в Карском море

Фото: © из архива Таймырского муниципального района

Красноярский край стал единственным сибирским регионом, на территории которого в ходе Великой Отечественной шли настоящие боевые действия. В водах омывающего его Карского моря бесчинствовали немецкие субмарины, пытаясь установить контроль над Северным морским путем (СМП). Завершающим аккордом немецкой операции «Страна чудес» должно было стать уничтожение заполярного Диксона. Героическая оборона таймырского порта сорвала планы германского командования.

Порт на острове Диксон имел стратегическое значение для безопасности СМП, по которому ходили караваны судов с военными грузами. Здесь был расположен радиогидрометеорологический центр, контролирующий обстановку на просторах Арктики. Без знания ледовой обстановки проводить караваны судов было в разы сложнее. Кроме того, порт замыкает транзит по реке Енисей, а рядом расположены стратегические заводы Норильска, производящие востребованный военной промышленностью никель.


ПИРАТЫ «ШЕЕРА»

Летом 1942-го немецкое командование направило в Карское море тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» капитана первого ранга Вильгельма Меендсена-Болькена и группу подводных лодок. Они должны были прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП, как минимум, до 1943 года. Немцы назвали свою операцию Wunderland – «Страна чудес».

«Адмирал Шеер» с шестью 283-миллимтровыми орудиями главного калибра, восьмью 150-миллиметровыми вспомогательными орудиями и экипажем более, чем в одну тысячу человек, не имел равных соперников в советской Арктике. Один его залп весил 2,136 тонны. Спешно переделанные из гражданских пароходов стороженные суда были вооружены лишь мелкокалиберной артиллерией.

В августе «Шеер» вошел в Карское море и днем 25 августа наткнулся на ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Старый, 1909 года постройки пароход, с началом войны был вооружен двумя 45-миллиметровыми и двумя 76-миллиметровыми орудиями. Броня немецкого рейдера им была не по зубам.

Немцы подняли над крейсером американский флаг, но их выдало плохое знание русского языка и вопросы о состоянии льдов. Капитан «Сибирякова» Анатолий Качарава приказал экипажу дать полный ход и повернуть к берегу — острову Белуха, до которого было примерно 10 морских миль. В эфир в адрес Диксона была выпущена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Поняв, что пиратский трюк с чужим флагом не прошел, Меендсен-Болькен отдал приказ поднять флаг «Кригсмарине» (ВМФ Германии).

«Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Самим его фактом. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», — впоследствии вспоминал один из немецких матросов. Тяжелый снаряд пронзил «Сибирякова», затем последовали еще три попадания. Советский пароход потерял ход и получил пробоины в носовой части. Загорелись бочки с бензином, расставленные на борту.

«Он знал неизбежный исход боя. Заранее приказал старшему механику и своему заместителю по политической части в критический момент открыть кингстоны, пустить потоки воды в трюм, чтобы «Сибиряков» ушел на дно с ниспущенным флагом и всеми судовыми документами», — так описывал действия капитана Качаравы журналист-полярник Георгий Кублицкий.

Почти час дрался «Сибиряков» и сумел за это время сделать главное – отправить в Диксон телеграмму, сообщить о присутствии в Карском море немецкого крейсера, чей экипаж даже не стал брать в плен всех моряков советского судна, бросив в холодном море девять краснофлотцев.

КРАХ «СТРАНЫ ЧУДЕС»

После потопления советского парохода, Шеер устремился к Диксону. Здесь немцы хотели захватить документы о маршрутах СМП, ледовой обстановке, узнать о предстоящих караванах, разрушить стратегический порт. Меендсен-Болькен отобрал 180 матросов в десант.

Диксон лихорадочно готовился к обороне. Совсем недавно здесь была демонтированы батарея, но орудия не успели вывести из поселка. Теперь их устанавливали заново. Огневая мощь советской обороны составила две 152-х миллиметровых гаубицы, два 130-ти миллиметровых орудия и два 45-ти миллиметровых. Усилению огневой мощи порта помогло и прибытие в Диксон сторожевого корабля «СКР-19», ранее носившего имя «Дежнев». Он имел на вооружении восемь пушек и пулеметы. Еще два орудия и четыре зенитки стояли на корабле Главного управления СМП «Революционер», который зашел в порт вечером 26 августа.

Весь вечер 26 августа шла лихорадочная подготовка к возможному появлению кораблей противника. Выгружались снаряды, уже размещенные на бывшем «Дежневе», набирались орудийные команды — их формировали в том числе и из местных жителей. Были наскоро сколочены отряды ополченцев, располагавшие несколькими пушками, пулеметами, ручными гранатами, пистолетами-пулеметами и винтовками Мосина. Женщин и детей эвакуировали в тундру.

В ночь на 27 августа «Шеер» обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега, у входа в гавань. Немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. В корпусе СКР-19 образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение (один вскоре умер). Сторожевик сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 снарядов, но нанести заметных повреждений врагу не смогли.

Фото: СКР-19

Затем загорелся «Революционер», получив два прямых попадания. Немецкий капитан уже предвкушал десант и победу. Но в этот момент заговорила береговая батарея Диксона. 152-миллиметровые орудия били достаточно точно — несмотря на большое расстояние и плохую видимость. Некоторые снаряды падали всего в полукилометре от немецкого крейсера. Но, чтобы захватить советский порт, «Шеер» должен был подойти ближе и поставить свои борта под прямые удары советских артиллеристов.

Рисковать немцы не захотели. Крейсер еще обстрелял Диксон, сбил мачту радиоцентра, зажег хранилище дизтоплива, разрушил жилые дома. Однако штурмовать порт он не решился и ушел восвояси. Ущерб от обстрела порта был ликвидирован через пару дней. А вскоре впечатленный сопротивлением Меендсен-Болькен убедил командование отозвать его из Арктики.

Большинство военных историков считают, что операция «Вундерланд» потерпела провал. Ни одну из заявленных ее целей выполнить не удалось. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы. Но неудача не остановила нацистов. Еще в течение двух лет они строили грандиозные планы по нанесению удара по главной полярной транспортной артерии Советского Союза.

Фото: © из архива Таймырского муниципального района, из книги «Красноярск-Берлин»
Тема: Победа в ВОВ
Разбитая немецкая техника и рацион пленных. ФОТО
Новосибирск встретил Парад Победы. ФОТО
День, когда закончилась война: как Германия капитулировала дважды
Салют на 9 мая в Красноярске запустят с трех точек
смотреть все
Обсуждение (7)