НАВЕРХ

Проект Superjet стал лидером антикризисной господдержки

Фото: SuperJet International / CC BY-SA 2.0

Отечественный авиапром, основным проектом которого остается региональный самолет Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), становится рекордсменом по господдержке. Эксперты полагают, что SSJ-100 уже обошелся настолько дорого, что теперь проект необходимо вытянуть любой ценой. А кроме того, это один из немногих продуктов российского машиностроения, который можно демонстрировать за рубежом в качестве «достижения народного хозяйства».

Правительство выделит из бюджета «ресурсы» в объеме 27 миллиардов рублей, чтобы «предоставить» региональным авиакомпаниям самолеты по выгодным рублевым ставкам, сообщил замглавы Минпромторга Андрей Богинский. По его словам, решение принято на совещании у Владимира Путина по поддержке гражданского авиапрома. Также одобрена докапитализация ОАК на 100 миллиардов рублей, которые предназначены производителю SSJ-100 ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). 

Замглавы Минпромторга пояснил изданию, что мера в первую очередь рассчитана на авиакомпании с основной долей перевозок на внутрироссийском рынке и учитывает экономические реалии региональных перевозчиков. Авиакомпании получают выручку в рублях, но вынуждены платить за лизинг в долларовом эквиваленте, и с учетом девальвации рубля ставки выросли на 50% и более. Многие готовы отказаться от иностранных судов в пользу российских, уверяет чиновник, но если ставка будет рассчитана в рублях.

По оценкам Богинского, в результате распределения 27 миллиардов рублей лизинговые компании смогут получить около 50 самолетов в течение ближайших трех лет. В дальнейшем самолеты будут передаваться в операционный лизинг эксплуатантам, господдержка поможет обеспечить приемлемую ставку, пишет «Коммерсантъ». 

С учетом дополнительных 27 миллиардов российскому гражданскому авиапрому одобрен наибольший объем господдержки по сравнению со всеми другими машиностроителями. Так, поддержка автопрома (которому, как и авиапрому, уделяется наибольшее внимание в рамках антикризисного плана правительства среди машиностроителей) пока обошлась государству всего лишь в 28,5 миллиарда рублей (с учетом госпрограммы утилизации, программ льготного автокредитования и лизинга). Крупнейший производитель грузовых вагонов и танков Уралвагонзавод претендует на 105 миллиардов с учетом докапитализации и госгарантий, но выделение средств до сих пор не одобрено.

Остальные машиностроители запрашивают более скромный объем поддержки — требуемый им объем госгарантий исчисляется десятками миллиардов рублей. При этом всегда предполагается возвратность выделенных средств. Источники издания, знакомые с ситуацией, отмечают, что столь крупный объем господдержки ОАК, и в первую очередь проекта SSJ-100, «во многом связан с необходимостью вытянуть в условиях кризиса спрос на этот самолет любой ценой, учитывая, что проект уже обошелся в миллиарды долларов».

Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко полагает, что беспрецедентная поддержка гражданского авиастроения, связана во многом с тем, что это SSJ-100 — один из немногих продуктов российского машиностроения, который можно демонстрировать как в стране, так и за рубежом в качестве «достижения народного хозяйства».

Между тем ГСС, несмотря на все вливания, до сих пор не вышла на обещанный темп производства 60 самолетов в год (в 2014 году выпущено только 37 самолетов). На рыночных условиях потенциальные покупатели получать самолет просто не хотят. Источник в одной из региональных авиакомпаний говорит, что региональные перевозчики не готовы ни финансово, ни технически, ни экономически принять SSJ-100, с учетом средней загрузки на региональном рейсе местному эксплуатанту нужен турбовинтовой самолет емкостью не более 70 кресел (типа Ил-114), тогда как в SSJ-100 — 98 кресел.

Еще по теме
«Москвич» начал поиски еще одного китайского партнера
Минпромторг раскрыл причину сдвигов поставок МС‑21 и Superjet
Убытки завода «Москвич» оказались многомиллиардными
Раскрыт секрет роста российской экономики
смотреть все
Обсуждение (17)