НАВЕРХ

И мост, и метро.

Фото Павла Комарова, Sibnet.ru

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский ответил на вопросы пользователей Sibnet.ru. Что ждет вузы и студентов, как будет развиваться метро и вообще транспорт в Новосибирске, из чего складывается взаимодействие региона с соседними краями и областями — об этом читайте в ответах губернатора.

— В последнее время вузы столкнулись с недобором студентов. Будет ли количество вузов уменьшаться?

— Еще 5–6 лет принимать абитуриентов в вузы будут меньше, чем раньше. Сказался демографический кризис 90-х годов — те проблемы, которые мы 8–10 лет назад переживали в школе, сейчас стоят перед вузами. При прохождении этой "демографической ямы" требуется повысить качество преподавания при уменьшении количества учеников. Все-таки, раньше получение лицензии учебного заведения было упрощенным, появилось много институтов, которые не располагают ни научной базой, ни традициями. Для получения профессии очень важна общая среда, а не только вывеска.

Уменьшение количества абитуриентов — проблема для вузов. Но для абитуриентов это возможность получить более доступное образование. Вузы будут конкурировать за счет качества образования: увеличивать количество лабораторных часов, индивидуализировать образование, давать возможность за годы учебы получить два образования.

Думаю, что революционных изменений не будет, но тенденция идет к сокращению количества вузов в пользу наиболее сильных университетов и факультетов. Будут повышаться требования к аккредитации и лицензированию, должны произойти структурные сдвиги. Например, сейчас совершенно очевидна диспропорция: преобладание подготовки по экономическим, юридическим и гуманитарным специальностям над техническими. А если мы ставим задачи модернизации страны, значит, надо много строить, много проектировать, нужны технические знания. Мы сейчас открываем специальные классы в лучших лицеях и гимназиях для изучения предметов естественно-научного профиля, чтобы сориентировать ребят на учебу в технических вузах.

— Почему метро в Новосибирске строится так медленно?

— Для Новосибирска метро — очень важная инфраструктура. В то же время строительство метрополитена — исключительно функция местного бюджета, федеральные власти больше не финансируют эти затраты. И это очень большая нагрузка для бюджета. Метро настолько дорого, что на эти деньги можно развивать наземный транспорт.

Станция "Золотая Нива" будет сдаваться в этом году. Это не просто, нам пришлось для этого дополнительно привлечь около 1 миллиарда рублей. В конце июня будет открыта улица Кошурникова, а сам перегон будет запущен к новому году.

В перспективе мы хотим построить перегон на площади Станиславского, но мы не ставим это пока в план. Проектная документация есть, но строить мы пока не начинаем. Кроме того, есть проектная документация станции "Спортивная" на действующей линии на Горской.

В середине 80-х годов, когда сдавали первые очереди метро, мы даже в самых смелых планах не думали, что дойдем до "Золотой Нивы". Мы думали, что метро будет соединять только площади Калинина и Маркса.

Метро сейчас имеют единицы городов. И даже богатые регионы — Казань и Екатеринбург — имеют метро несопоставимо меньше. У нас метро окупает себя при тарифе существенно более низком, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Но сейчас я вынужден считать, что будет эффективнее: построить мост, дорогу, развязку в двух уровнях или станцию метро.

Прежде всего, нам нужно построить еще один мост через Обь, а это стоит 15 – 20 миллиардов рублей. Строительство моста позволит по-другому развивать инфраструктуру и на левом, и на правом берегу Оби. Будет лучшая логистика и связь и с Академгородком, и с аэропортом Толмачево.

— Может ли метро быть построено на деньги бизнесменов? Такие "коммерческие" ветки метро есть в некоторых европейских городах.

— Быть может я не так много езжу по миру, но не видел частные ветки метро. Это все философские рассуждения. Частный бизнес может работать почти во всех сферах, но дорожное строительство, возведение метро и аэропортов — функция государства. Это очень большие разовые капиталовложения и очень длительная окупаемость, если она вообще может быть. Окупаемость дороги — десятилетия. Бизнесу неинтересно вкладывать сотни миллиардов рублей и ждать десятки лет. Есть проекты, которые окупятся за 2 – 3 года.

— Какие еще виды транспорта будут развиваться в Новосибирске?

— Мы рассматривали c экспертным сообществом различные формы скоростного наземного транспорта, в том числе скоростной трамвай от площади Станиславского в аэропорт Толмачево. Но реалистично — обеспечение удобного движения в радиусе 30 – 40 километров: от Новосибирска на железных дорогах — сделать скоростные безопасные электропоезда. Мы сейчас рассматриваем такой проект, соединяющий вокзал Новосибирск-Главный с Академгородком, с Бердском. Возможно, в перспективе будем строить и скоростные трамваи.

— Сотрудничает ли Новосибирская область с соседними регионами?

— Конечно! Не может быть развитой экономики регионов без общих связей. Практически весь уголь, который потребляет наша энергетика, поставляет Кузбасс и частично Красноярский край. Металлургия, химическая промышленность — все в этих регионах. В Новосибирск приезжают студенты из этих регионов, наши научные институты работают по заказу соседних областей и краев.

Новосибирск является инфраструктурным центром. Нередко вы можете встретить возле Оперного театра или у зоопарка машины с номерами соседних регионов. К нам приезжают в торговые центры, через наш аэропорт летают в отпуска и командировки.

Мы подписываем и официальные соглашения о сотрудничестве, они есть со всеми регионами. Недавно мы подписали с Томской областью соглашение о сотрудничестве в инновационной сфере. С Томском у нас очень тесное взаимодействие, мы планируем создать несколько координационных советов, чтобы сотрудничать в научных исследованиях. В новосибирском Академгородке есть уникальные лаборатории, установки, научные школы, в Томске есть университетские традиции, опыт в производстве инновационной продукции.

— Как в Новосибирской области развивается сельское хозяйство?

— Мы вкладываем большие деньги бюджета в аграрную экономику. Сейчас вложения областных средств составляют порядка 2 миллиардов рублей в год, примерно столько же направляют федеральные власти. Формы поддержки самые разные: недавно была запущена новая программа строительства животноводческих комплексов — мы субсидируем проектную документацию, приобретение нового скота и оборудования, процентную ставку по банковским кредитам. Есть и специальные программы по поддержке личного хозяйства, потому что в селе невозможно всех людей трудоустроить на крупных предприятиях, там должны быть небольшие фермерские и личные хозяйства, когда семья приобрела молодняк и занимается производством молока, заготавливает корма и этим зарабатывает.

Конечно, есть большая проблема закрепления сельского населения. Мы приняли программу специальных субсидий на приобретение и строительство жилья в селе. Любой, кто строит новый дом в селе, получает из бюджета области 400 тысяч рублей. Сейчас первые реестры уже подписаны, деньги пошли. Мы поднимаем сельское хозяйство, ведь если на огромной территории между Новосибирском и Омском будет пролегать пустыня без полей, деревень и скота, город будет просто пустым и неуютным.

Полностью ответы на вопросы смотрите на видео

Видео-1 Видео-2

Материал подготовила Юлия Пастухова, Sibnet.ru