НАВЕРХ

Архитектура условного времени

Артем Лоскутов и Мария Киселева представляют свою картину

Сегодня, 25 января, в Новосибирске на двух этажах архитектурно-художественной академии открывается уже четырнадцатый по счету всероссийский фестиваль архитектуры "Золотая капитель". До 30 января в городе пройдут семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссии, публичные лекции и выставки — для "тех, кто в теме", и для всех, кто интересуется архитектурой.

В этом году на открытый смотр-конкурс "Золотой капители", крупнейший в стране после двух московских, были представлены 125 работ из 16 городов — от Ростова-на-Дону до Комсомольска-на-Амуре. Некоторые проекты уже существуют в виде построек, другие — пока еще в виде чертежей и концепций. Вопрос, когда будут реализованы самые смелые из них, если будут вообще, приходится считать открытым. Если на кинофестивалях главными считаются не режиссеры и артисты, а директора кинотеатров, отбирающие фильмы для проката, то на архитектурных смотрах такая роль отведена строителям. А у тех зачастую либо есть деньги, либо — хороший вкус, и редко когда и то, и другое одновременно.

— Я всегда говорю, что проблема архитектуры — в отсутствии заказа на нее. Не каждый понимает, что архитектура — это не квадратные метры, а проектирование среды обитания, — объясняет председатель оргкомитета "Золотой капители" Александр Ложкин, профессор Международной академии архитектуры. — Власть не заинтересована, заказчик не заинтересован — в такой ситуации фестиваль остается чисто "внутренним" соревнованием, которое не дает забыть о сути нашей профессии.

Куратор фестиваля Татьяна Иваненко говорит, что россияне — "по-прежнему советские люди, у которых нет западного опыта бытия в хорошей архитектуре". Есть крыша над головой — и порядок. Есть лишние деньги — ну, можно построить дворец на дачном участке. Неоднозначная получается ситуация. В известный своей серостью Новосибирск, почти все главные здания которого построены в двадцатые-тридцатые, а большинство жилых — в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, приезжают на "Золотую капитель" лучшие зодчие страны. Разрабатывая, например, конкурсный проект экспозиционно-парковой зоны и городка на 20 тысяч жителей, они не могут быть уверены, что их концептуальные идеи однажды получат воплощение. Однако же творят, работают, стараются. И учитывая, что ставший уже одной из визиток города фестиваль проходит на деньги спонсоров и организаторов, без поддержки со стороны бюджета, сам факт его существования вызывает уважение.

Конечно, точечная застройка безликого мегаполиса — не совсем то, о чем мечтают выпускники строительных вузов. По словам участника "Золотой капители-2010" Анастасии Колотовкиной, студенты-архитекторы заканчивают университеты окрыленными надеждой преобразить мир к лучшему, а в итоге проектируют, как их коллеги, серые невзрачные склады, безвкусные жилые дома и административные здания. Если им еще удастся, конечно, найти работу по специальности.

— Молодые специалисты сейчас никому не нужны, мало кто из руководителей сегодня соглашается тратить деньги и время на обучение выпускника, — рассказывает молодой архитектор Анастасия Колотовкина. — Мне повезло, что я работаю с четвертого курса, а вот моя одногруппница восемь месяцев не могла устроиться на работу, а потом пошла в "СибНИИцемент" за пять тысяч рублей. Разве это деньги?

Пока нормальных денег нет, молодые архитекторы набираются опыта, участвуя в фестивалях. Так, в рамках программы "Архмолодежь" свои курсовые и дипломные работы представили на конкурс студенты вузов Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Иркутска, Новосибирска и Якутска. Молодежь участвует и во внеконкурсной программе фестиваля. Студенты УралГАХА в экспериментальном воркшопе "Ново-Новосибирск" будут строить модель современного города из пенопласта и картона, а их новосибирские коллеги-ровесники попробуют видоизменить пейзаж местной улицы Ватутина, оставаясь в рамках концепции "архитектура как любовь".

Уместной выглядит в программе "Золотой капители" и фотовыставка Славы Gelio Степанова, названного Татьяной Иваненко "новым культурным героем Новосибирска", на чьих фотографиях, сделанных с крыш городских высоток, некую культурную ценность приобретают даже обычные хрущевки и девятиэтажки. В новосибирскую архитектуру Степанов верит, и то, что она такая никакая, по его словам, даже скорее хорошо, чем плохо. Есть где разойтись, есть что строить.

Руководитель департамента культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева признается, что не отвечает за градостроительство, но тоже хочет, чтобы город стал выглядеть лучше. То, что фестиваль "Золотая капитель", хоть и влияет на архитектурную жизнь города, в большей степени пребывает в статусе "мероприятие для своих", она объясняет недостатками в его самопродвижении. И предлагает, как вариант, открывать павильоны "Капители" на "Сибирской ярмарке" во время специализированных выставок — чтобы и строители, и общество больше интересовались архитектурой.

— Кроме того, в рамках совместной подготовки к международному инновационному форуму "Интерра-2010" мы планируем много обсуждать такие темы, как городская среда и промышленный дизайн, — говорит Наталья Ярославцева. — Поскольку мы хотим все-таки продвигать идею нашего технопарка, то будет актуальным, на наш взгляд, провести большую тематическую выставку. Больше человек узнает о "Золотой капители", опять же.

Метафорой всего фестиваля можно было бы назвать его первую выставку "Архитектура никогда" (см. фоторепортаж). Дизайнеры, художники и архитекторы представили проекты, которые никогда не будут реализованы, отталкиваясь от темы "Город как песня". Кто-то раскрасил дома всеми цветами радуги ("Солнечный круг"), кто-то заляпал генплан пятнами крови ("Все идет по плану"), кто-то сменил революционные названия районов города на природные ("Пройдусь по Абрикосовой"), и Калининский район стал Калиновым, а Ленинский — Лиственничным. Художники арт-группы "Синие носы" сразу в трех работах "прошлись" по оперному театру — построив на его куполе дозорную вышку, добавив в репертуар русского шансона и, наконец, скрестив с Центральным рынком.

— Между прочим, лет 20 назад в оперном театре народ действительно переживал, что театр закроют, помещения сдадут в аренду, и всю территорию заставят ларьками, — комментирует картину "Торгово-оперный центр" фотохудожник Евгений Иванов, работающий в оперном театре с 1986 года. — Риска, что так случится, не было, конечно, но была очень жесткая экономическая ситуация, театр должен был выживать, у него тоже были проблемы. А тогда многие ведь отдавали в аренду помещения, почему торговля-то так поднялась.

Неудивительно, что судить нереально-песенные архитектурные проекты пригласили музыковеда. Главным и единственным членом жюри "Архитектуры никогда" стал художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский. Возможно, сыграл свою роль и больной вопрос Большого зала филармонии (прежний демонтировали два года назад), который тоже, похоже, рискует повиснуть в сфере вероятности, близкой к "никогда".

— Мы терпеливо ждем решения властей по поводу этого помещения — когда оно будет построено и кому будет принадлежать, — говорит Владимир Калужский. — Сейчас мне кажется, что ситуация откладывается в долгий ящик. По крайней мере, когда я вижу строительную площадку возле обладминистрации, у меня особого оптимизма не возникает. Может быть, когда придет весна, и начнутся работы, не знаю…

Худрук филармонии отметил у всех участников конкурса, помимо оригинальных идей, "ощущение заинтересованности" и назвал лучшим проект "Сибирская Валенсия" томских архитекторов Вячеслава и Александра Ефимкиных. Даже жаль, что их дома-валенки, "не подшиты, стареньки", точно никогда не будут построены в Новосибирске. И актуально, и оригинально, и симпатично. Хотя и тоже серого цвета.

Фото Павла Комарова, Sibnet.ru

Обсуждение (5)