НАВЕРХ

Протрезвление до смерти

Вытрезвитель в городе Тара, Омская область. Фото пользователя Malgavko с сайта photopolygon.com

Томский журналист, избитый сотрудником милиции в медвытрезвителе, 20 января скончался в больнице, не выходя из комы. Корреспондент Sibnet.ru выясняла подробности громкого дела.

Новость об очередном произволе людей в погонах всколыхнул всю Сибирь. 4 января в медвытрезвителе Томска был жестоко избит 47-летний журналист газеты "МК в Томске". Как позже установило следствие, 26-летний сотрудник спецучреждения Алексей Митаев нанес мужчине тяжкие телесные повреждения внутренних органов (в частности, разрыв мочевого пузыря и прямой кишки). 20 января, в день, когда по просьбе томского правления Союза журналистов России в главном храме города отслужили молебен за здравие мужчины, находившегося в коме, Константин Попов ушел из жизни.

Обвинение по двум статьям — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, и превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — было предъявлено милиционеру Митаеву еще 15 января, тогда же он был уволен из УВД. Позже стало известно, что рапорты об увольнении подали начальник медвытрезвителя, начальник милиции общественной безопасности и начальник отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования.

Представители областной власти хранили молчание до конца прошлой недели: губернатор Виктор Кресс официально в это время находился в командировке в Москве, а начальник УВД Томской области Виктор Гречман — на больничном. Однако позже через свои пресс-службы и тот, и другой принесли извинения родным погибшего, пообещав принять "все меры для всестороннего и объективного выяснения обстоятельств случившегося и привлечения всех действительно виновных к ответственности".

Известие о гибели своего коллеги многие томские журналисты восприняли как личную драму. По просьбе родных пострадавшего, городские СМИ до последнего не называли его имени и старались тщательно проверять каждую новую информацию по данному делу.

— Впервые у меня нет слов, и дело не столько в вопиющем факте милицейского беспредела, сколько в том, что мы, журналисты, очень хорошо знаем, какую пыль могут пускать в глаза милиционеры, демонстрируя народу свою гиперработоспособность и сверхпреданность делу, — говорит Дарья Пирогова, редактор журнала "Телесемь.Томск". — Несколько лет назад, работая на радио, я делала материал об этом вытрезвителе. Меня там встретили как дорогого гостя, разве что хлеб-соль не принесли. Показали, в каких замечательных условиях содержатся клиенты: настоящий курорт. Однако никто не сказал о том, как унижают и избивают людей, попавших сюда.

— У сотрудника МВД, имеющего блестящую характеристику и совершившего чудовищные насильственные действия над здоровым мужчиной, могут поучиться фашисты всех времен и народов! — в свою очередь заявляет Алексей Севостьянов, председатель Правления Томского регионального отделения Союза журналистов России.

Томский Интернет тоже взорвался градом комментариев и мнений. Кто-то соболезновал родным погибшего, кто-то вспоминал свое пребывание в томском вытрезвителе, который был рассчитан на 120 мест и считался самым большим в стране.

— В студенческие годы мне довелось попасть в наш "трезвяк": забрали прямо с улицы, только потому, что я не понравился дежурному наряду милиции, — вспоминает томич Вячеслав Сергеев. — Пьяным я не был, к тому же учился в медуниверситете, поэтому не позволил милиционерам провести освидетельствование, как попало. Однако на ночь меня все же оставили, а утром поиздевались морально: забрали все деньги, а когда я попросил дать несколько рублей на проезд, демонстративно высыпали мелочь из пепельницы и сказали: "Собирай!".

Больше двух недель врачи боролись за жизнь Константина Попова, столько же времени давал показания Алексей Митаев. Накануне милиционер заявил, что его действия спровоцировал стресс из-за семейных проблем. Якобы, он долгое время жил на две семьи, имел троих малолетних детей.

— С учетом всех обстоятельств совершенного преступления будет назначена психиатрическая экспертиза обвиняемого. Предварительно, она будет проведена в Томске во второй половине февраля, — сообщил Андрей Гусев, заместитель руководителя следственного управления СКП РФ по Томской области.

По его словам, 26-летний обвиняемый работал в правоохранительных органах с 2005 года. На момент совершения преступления Митаев был в должности милиционера медвытрезвителя, а ранее проходил службу по контракту в годах в погранвойсках в Приморском крае.

Выяснить, в каком психическом и психологическом состоянии был милиционер на момент совершения противоправных действий, может только специальная экспертиза, — заявила корреспонденту Sibnet.Ru психолог Евгения Попова, — однако лично меня цепляет тот нюанс, что свои действия в последнее время стало модно объяснять "сложностями в семье", "личной драмой" и прочее. Вспомните громкий случай с милиционером Евсюковым, расстрелявшим в Москве посетителей супермаркета. Во время допроса он тоже пожаловался на постоянные ссоры с женой, якобы пошатнувшие его нервную систему. И таких примеров — множество. А теперь подумайте, что будет, если каждый из нас, поругавшись с близкими, начнет хватать нож, пистолет или дубинку, а затем бросаться на первого, кто попадается на пути…

Кстати, случай с убитым журналистом — не первый скандал, связанный с произволом томских милиционеров. В 2007 году сотрудники ОБЭП убили предпринимателя Игоря Вахненко: начальник оперативно-разыскной части ОБЭП при УВД Томской области Геннадий Никифоров сначала избил мужчину, а затем выбросил его из окна своего служебного кабинета. Дело получило широкую огласку, а милиционера приговорили к 24 годам колонии строгого режима.

Сегодня томский медвытрезвитель закрыт. 19 января Томское областное УВД объявило, что это учреждение будет ликвидировано, а всех подвыпивших граждан (по данным УВД, 50-60 человек в день) теперь начнут доставлять в больницы.

Обсуждение (253)