НАВЕРХ

Александр Лысковский: "Я люблю играть в стратегии"

Фото Павла Комарова/Sibnet.ru

Начав с программирования цунами, Александр Лысковский увлекся работой над компьютерными "игрушками". Сейчас он управляет компанией, которая является крупнейшим издателем и дистрибутором казуальных игр. В прошлом году игры Alawar во всем мире были скачаны более 500 миллионов раз.

Родился 15 мая 1977 года, закончил Факультет информационных технологий НГУ. Работал в области обработки особо крупных массивов данных и моделирования геофизических процессов в Институте математических проблем геофизики.
В 1999 году основал компанию Alawar.
Женат, воспитывает двух сыновей.
Любимый напиток — виски, любимые блюда — итальянская кухня, любимый писатель — Эрнест Хемингуэй, любимая музыка — русский рок.

Александр Лысковский: кратко

— Что вы считаете своим достижением?
— Я делаю людей вокруг себя счастливыми.

— Охарактеризуйте свой характер одной фразой.
— Экстремал.

— На какой машине вы ездите?
— Infiniti EX35, хотел красивый cross-over.

— Кем вы хотели стать в детстве?
— Программистом.

— Ваш главный недостаток?
— Лень.

— Назовите три правила делового человека.
— Знать, чего хочешь, уметь учиться, уметь работать с людьми.

— Ваше любимое занятие?
— Создавать компанию мечты.

— Есть ли человек, о котором вы можете сказать, что он изменил вашу жизнь?
— Школьная учитель по литературе, которая научила меня правильно говорить.

— Что приходилось делать, сжав зубы?
— Увольнять людей.

— Чему вас учат дети?
— Непосредственности.

— Что желаете, когда с неба падает звезда?
— Здоровья своим близким.

Александр Лысковский: работа

— Вы сами-то геймер?

— Да, люблю играть в стратегии. Но придумывать игры начал не поэтому. Когда учился в колледже информатики, возможность прикоснуться к компьютеру была только в лабораториях университета. А что делать 17-летнему человеку за компьютером, подключенным к локальной сети? Либо играть в игры, либо их писать. Играть не разрешали, компьютеры предоставляли только для обучения, вот и приходилось писать.

— Какая была первая игра?

— Я сочинил ее еще в школе на уроке программирования. Это был арканоид на языке фортран. Любимая игра — Advent, длинный текстовый квест. Мой папа работал программистом в Институте ядерной физики СО РАН. У него был огромный компьютер СМ-4. Чтобы я не отвлекал от работы, меня сажали за этот компьютер. Я запомнил себя, сидящим за этим огромным "ящиком" и вбивающим ответы на клавиатуре. С тех пор люблю стратегии и квесты.

— О какой карьере вы мечтали?

— Я учился на техническом факультете, и мы все собирались стать программистами. Никто и не думал о собственном бизнесе. Вначале я работал обычным наемным программистом — занимался в Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН моделированием цунами. За этим стояла красивая идея расставить в мировом океане датчики, которые будут улавливать землетрясения и угадывать, как далеко дойдет волна от точки землетрясения и какой силы она будет, чтобы можно было успеть эвакуировать людей. Меня привлекала мысль, что я напишу кусочек программы, которая поможет спасать жизни.

Конечно, вечерами писал игры, но все это уходило куда-то "в стол". Работа программиста и работа бизнесмена похожи тем, что ты задаешь свод правил, и все работает. По этой схеме можно либо писать программу, либо нанимать людей и выстраивать бизнес-процессы. Эмоции очень похожи. Тогда нам не нужно было много денег. Мы с друзьями просто сняли комнатку в подвале, притащили туда свои компьютеры и играли в WarCraft и Doom.

— Как вам удалось сделать бизнес из хобби?

— Просто однажды нам заплатили деньги за созданную игру. Это были уникальные люди, которые несколько раз в течение двух-трех лет давали нам заказы. Тогда наша команда состояла из трех человек. Сейчас я с ужасом пытаюсь понять, за что нам тогда платили. Ничего коммерческого мы не создавали, вряд ли эти игры кто-то видел, кроме авторов. Потом к нам обратился институт искусственного интеллекта, который хотел сделать игру на тему экономической и экологической безопасности в Европе. Нужно было представить, что если в одной стране находится атомная станция, в другой — ядерное оружие, а в третьей — химическое производство, как это повлияет на соседние государства. Мы нарисовали карту Европы с цветными квадратиками, для 1997 года получилось красиво.

— Помимо реализации чужих задумок вы создавали игры собственного сочинения?

— Мы писали большую игру и стратегию. Тогда была популярна игра WarCraft, и мы решили написать похожую игру "Сварог" на тему борьбы славян-язычников и немцев-тевтонов. Мы использовали сюжет книги фантаста Михаила Успенского "Жихарь", ездили с друзьями в Красноярск знакомиться с писателем. Когда рассказали, что хотим сделать игру по мотивам его книги, он очень обрадовался, напоил нас чаем, потом не только чаем. В общем, хорошо посидели. Даже придумали документ, где он, как правообладатель, разрешал нам использовать книгу. Но когда нашли инвестора и начали писать, разразился кризис 1998 года, и нам пришлось выпустить ее полунаписанную. Но ее все равно покупали, даже "сырую", потом даже издали на Западе, и примерно в 2002 году мы обнаружили заново изданную в России версию, переведенную с английского языка снова на русский без нашего участия.

— Если вы увлекались сложными длинными играми, зачем же перешли на казуальные?

— В 1999 году, через полгода после кризиса, игровая индустрия в России умерла. В игры никто не вкладывал, потому что их невозможно было окупить. Все начали заниматься локализацией западных игр — либо покупали лицензию на локализацию, либо распространяли пиратские локализации. Но чтобы начать локализацию, нужно было поехать на выставку в Нью-Йорк, договориться с правообладателем игры, заплатить аванс, подписать контракт, вернуться домой и перевести ему деньги. Нереальная задача для нас, студентов. А пиратские локализации были серьезным бизнесом, где было все поделено, ходили бритые "братки" и контролировали.

В результате, мы стали писать игры и продавать их через собственный сайт. Тогда это называлось share-ware games, сейчас — "казуальные игры". Первыми покупателями стали американцы, в России интернет-коммерции не было до 2003 года. Первую игру купили два человека, а вот с третьей нам повезло: суммарно за несколько лет продаж принесла нам около 50 тысяч долларов. Денег на рекламу у нас не было. Мы искали западные журналы и просили их про нас написать, просили владельцев сайтов ставить на нас ссылки. Потом наш сайт стал посещаемым, игры начали качать, появились постоянные поклонники. Среди них есть дедушка-американец, владелец церковного приюта, где стоят компьютеры, на которые он постоянно устанавливает на них наши игры. Выбирает раз в месяц игру и списывается с нами, чтобы узнать, нет ли в ней крови и насилия.

— Планирует ли компания Alawar развивать новые направления работы?

— Мы осваиваем новые страны. Всегда много работали в Америке и России, а в мае открыли площадку в Польше, занимаемся финским и шведским рынком. Мы мечтаем стать издателями не просто цифровых игр, но цифрового контента в целом. Сейчас мы работаем в этом направлении: создаем первую большую мультиплеерную игру Dream Farm ("Суперферма") и скоро начнем продвигать ее по нашим каналам. Ведем переговоры и по фильмам, но этот рынок в России пока остается пиратским.

Александр Лысковский: личное

— Что вас мотивирует?

— Мне хочется быть причастным к чему-то значимому. Мы сейчас уже создали рабочие места для сотни людей, аудитория наших игр в России — шесть миллионов человек в год. Я не создаю политическую партию, движение автомобилистов, не снимаю кино, но мы тоже доносим наши ценности аудитории. В мире аудитория наших игр —250 миллионов человек, примерно столько же человек исповедуют буддизм. Каждый игрок находится на расстоянии клика от нас, он пишет нам письма, оставляет комментарии на сайте, мы снимаем статистику о том, во что он играет, как нас находит и так далее.

— Зависит ли развитие компании от личности руководителя?

— Я не сторонник роли личности в истории. Компании — как разные миры. Все зависит от уровня амбиций коллектива: либо мы строим международную компанию, либо киоски с семечками.

— Какое у вас хобби?

— В Новосибирске сложно жить, не увлекаясь сноубордом. Катание на сноуборде когда-то было даже нашим корпоративным видом спорта. Когда в компании работало 30-40 человек, мы всем офисом выезжали в Шерегеш. Недавно я увлекся фотографией. Мне нравится, что ты держишь в руках железку, а она многому тебя учит. Сейчас я понимаю, что красиво, а что некрасиво, обращаю внимание на то, что не заметил бы год назад. Недавно купил себе профессиональный студийный свет.

— Расскажите о своих родителях.

— Мой отец программист, мама тоже долго работала программистом, но вообще по образованию она детский психолог. Она занимается методами обучения детей-левшей, а я типичный левша. По опыту общения со мной мама защитила кандидатскую и докторскую диссертацию. У детей ученых Академгородка нет других вариантов, кроме как поступать в НГУ, работать в НИИ и писать диссертацию. Если бы не перестройка, я сейчас был бы каким-нибудь заведующим лабораторией.

— Какая у вас мечта?

— Я хотел бы заниматься любимой работой, но при этом быть менее привязанным к офису. Вообще, электронный бизнес это позволяет. Я много езжу по миру, и возможность путешествовать, продолжая быть в центре событий в компании, очень для меня важна.

— Как и где вы будете жить через 20 лет?

— Я мечтаю жить на вершине горы, чтобы рано утром просыпаться, надевать доску и целый день кататься.

— У вас много друзей?

— Да, много, и со многими мы вместе работаем. В свободное время мы стараемся не говорить о работе. Получается плохо, потому что для всех это любимое дело.

— Если бы у вас была возможность что-то изменить, что бы вы переделали?

— Я бы не получал программистского образования, а получил экономическое.

 

Другие интервью о построении карьеры и секретах профессионального успеха читайте здесь.

 

01.12.2009 состоялся интернет-мост с генеральным директором компании Alawar Александром Лысковским.

Читайте ответы:

Андрей Петрович (г. Прокопьевск): 01.12.2009 08:13
Здравствуйте,Александр !
Давным-давно пытаюсь найти в магазинах хоть какой-нибудь сборник игр Вашей компании,но увы - до сих пор безрезультатно !И все продавцы даже и слыхом не слыхивали об играх Алавар.Будьте любезны,подскажите,где и каким образом имеется возможность легального приобретения сборников Ваших игр ?
Благодарю Вас.

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:09

У нас выходит серия игр на CD "Простые игры" (Http://prostieigri.ru). В каждом выпуске– одна полная версия игры и 3 демки. Где и как их купить – написано там же на сайте. Так же у нас есть игры, выходящие на дисках компаний "Бука", "Новый диск", "Медиахаус", CP Digital и "Руссобит-М". В Украине на днях мы запускаем проект по распространению сборников игр от Alawar на флэшках Kingston, в дальнейшем планируем перенести это опыт и в Россию.

Артём (г. прокопьевск): 30.11.2009 12:32
Почему в игры Alawar можно играть всего 30 минут?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:10

30 минут – это демонстрационное время, которое мы дарим игрокам, чтобы они могли попробовать игру, оценить ее и принять решение о покупке. Если игра вам нравится, и вы хотите играть дальше, отправьте SMS на специальный номер или оплатите игру любым другим удобным для вас способом– и полная версия станет вам доступна.

Михаил (г. Барнаул): 28.11.2009 19:53
Здравствуйте Александр. Расскажите, как вы боретесь с пиратством помимо использования wrapper'a. И приносит ли доход российский рынок, ведь у нас народ на халяву в основном нацелен.

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:11

Alawar Wrapper – это наша собственная разработка, которая защищает игры от Alawar от взлома. Если хакеры умудряются проникнуть в сети Пентагона, то, естественно, и наш Wrapper не безупречен. В сотрудничестве организацией «Русский щит» мы отслеживаем появление взломанных версий и стараемся их своевременно изымать. Помимо этого мы планируем сделать несколько сервисов, рассчитанных исключительно на покупателей игр – пользователям пиратских версий эти сервисы будут недоступны. Так мы планируем стимулировать игроков на покупку, а не на поиск взломанных версий. Что касается российского рынка продаж казуальных игр, то в 2008 году он составил более 720 миллионов рублей, то есть каждый пользователь Рунета, в среднем, потратил около 1$ на казуальные игры. Думаю, что в 2009 году эта цифра еще вырастет.

Владимир (г. Новосибирск): 26.11.2009 16:24
Приоткройте тайну досок и фотоаппаратуры - на чем катаетесь и на что снимаете? Любимые места для катания и жанр съемки?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:17

Доска, конечно, Burton, а фотоаппарат– Canon. Катаюсь, в основном в Шерегеше, на тех склоенах, где получается. Люблю новые склоны. А жанр съемки пока что не выбрал– пробую все, даже поработал немного свадебным фотографом

Женька (г. Екатеринбург): 29.11.2009 00:37
Чем вы занимаетесь в свободное время?
и есть ли вы в каких-нибудь социальных сетях?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:17

Социальные сети изучаем по работе, а в свободное время занимаюсь хобби, семьей и друзьями

Женя (г. Барнаул): 29.11.2009 13:50
Как вы относитесь к электронной музыке, в частности, к Драм'н'Бэйс?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:18

Хорошо отношусь, а в принципе – люблю хорошую музыку. Кроме шансона.

Олег (г. Ленинск-Кузнетск): 29.11.2009 23:03
Скажите пожалуйста, какой ваш любимый футбольный клуб?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:18

Я патриот, и теперь обязательно буду болеть за футбольный клуб «Сибирь», который в следующем сезоне будет играть в Премьер-лиге.

Анохин Игорь Сергеевич (г. Абакан): 26.11.2009 17:59
А будут-ли бесплатные мини-игры?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:19

У нас есть бесплатные мини-игры на флэше, например– Http://www.alawar.ru/online/. Делать полные версии бесплатными можно только если окупать разработку игры на основе рекламной модели монетизации - когда пользователю нужно перед началом игры просмотреть рекламу. Но пользователям такая модель не особенно нравится, поэтому пока что мы будем продолжать использовать условно-бесплатную модель.

jay134 (г. Новосибирск): 27.11.2009 11:25
Знают ли ваши клиенты из других стран, что Alawar именно новосибирская компания? Вы сами как-нибудь пиарите свой город прямым текстом?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:20

На нашем корпоративном сайте написано, откуда мы. Мы никогда не скрывали, что мы из России, из Новосибирска и это абсолютно не мешает нам вести бизнес. Хотя, конечно, многие наши партнеры, особенно иностранные, предпочитают проводить встречи не у нас в офисе, боясь морозов и дальних перелетов.

Егор (г. Омск): 27.11.2009 17:38
Возможно ли сотрудничество с sibnet.ru ???

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:21

Мы давно и плодотворно сотрудничаем с Sibnet.ru. В ближайшее время ожидается запуск раздела с казуальными играми на портале.

Дмитрий (г. Абаза): 27.11.2009 19:06
Насколько популярны 3D бильярды и готовы ли Вы их издавать?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:22

Этот жанр, действительно, не относится к разряду популярных, но если игра хорошо сделана, то у нее могут быть неплохие перспективы. Если вы являетесь разработчиком такой игры, обратитесь к нашим продюсерам.

Станислав (г. Новосибирск): 27.11.2009 19:40
А вам в данный момент нужны кадры?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:22

Да, конечно, мы постоянно ищем новые кадры и заинтересованы в самых разных специалистах. Если вы хотите работать в игровой компании – свяжитесь с нашим HR-менеджером по адресу job@alawar.ru и вышлите свое резюме.

Шевелёв Макс (г. Салаир): 28.11.2009 09:52
А в дальнейшем Ваша компания будет создавать другие игры? Например, военные шутеры или космические гонки?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:26

Мы нашли свою нишу и считаем, что делать надо то, что получается хорошо и востребовано у наших покупателей. Но мы, скорее всего, будем продавать такие игры, которые созданы нашими партнерами, так как в ближайшее время готовимся к запуску полноценного сервиса Game on demand (в этом сервисе можно купить и скачать в интернете игру, которая обычно продается на дисках).

Владимир (г. Чита): 26.11.2009 17:32
Каких игр Алавар будет больше - Аркад или Головоломок?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:27

Сейчас популярны игры в жанре бизнес-симуляторов и головоломки. Мы постоянно отслеживаем интересы аудитории, и если завтра будут модны другие жанры– мы будем издавать и их

Сёма (г. Гуссиноозерск): 26.11.2009 18:39
Будет ли ваша компания создавать игры, но не мини-игры?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:30

У нас на бета-тесте находится первая мультиплеерная казуальная игра Http://superferma.ru, и, конечно, мы будем делать игры других жанров, но в фокусе все равно останутся казуальные игры.

Шпак (г. Барнаул): 01.12.2009 12:21
Правда ли что для разработчиков вы ведёте некий рейтинг вменяемости?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:36

Нет, рейтинга нет. Мы так уже знаем всех разработчиков.
Речь идет не о вменяемости, а о том, насколько с этой командой удобно работать, насколько они исполнительны, насколько качественно делают свою работу, насколько они креативны, творчески подходят к работе и так далее. Те компании, с которыми мы уже сотрудничаем, удовлетворяют всем этим требованиям

ВЛАДИСЛАВ (г. КЕМЕРОВО): 26.11.2009 19:55
какую вы сейчас пишите игру?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:39

Сейчас в разработке около 20 игр разных жанров. В декабре выйдет 5, кажется, игр, в частности– очередной add-on к «Веселой ферме» на северную тематику

Денис (г. Томск): 26.11.2009 18:19
Что вы думаете о современной игровой индустрии в России?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:49

Когда мы только начинали создавать игры, это не было индустрией, и наши друзья, родители, неигровая пресса воспринимали это как что-то маленькое, несерьезное. Сейчас, в 2009 году, все понимают, что это большая индустрия, что в России создаются серьезные игровые проекты, и я рад, что многие специалисты приходят в игровую индустрию работать, что на нее обращают внимание и пресса, и телевидение, и все возможные СМИ. Можно констатировать, что индустрия состоялась, и это самое главное.

Александр (г. Белово): 28.11.2009 21:25
А вы будете еще создавать игры на подобии Clash'n slash?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:54

Игры такого жанра имеют своих поклонников, в основном на игровых консолях, но не особенно популярны на PC. Если у нам предложат качественные игры подобного рода– мы их будем брать, но специально разрабатывать– вряд ли.

DeloBou (г. Nsk): 26.11.2009 22:35
Александр, вы играете в варкрафт?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:56

Да, читайте об этом в интервью

Сергей (г. Новосибирск): 27.11.2009 01:19
В прцессе установки игр установщик долгое время что-то ищет и правит разрешения, процессор при этом на сто процентов загружен. Это баг или фича (противная)?

Александр Лысковский: 01.12.2009 15:59

Обратитесь в нашу службу поддержки (Vopros@alawar.ru)И опишите с какой игрой происходит такая ситуация. Мы обязательно разберемся.

: 01.12.2009 16:04

Модератор: 01.12.2009 16:04

Уважаемые пользователи! Мы завершаем интернет-мост. Спасибо за интересные вопросы.

Обсуждение (41)