НАВЕРХ

Ножки Славы насмешили сибиряков

Один из конкурсных проектов. Фото Sibnet.ru

«Из чего тут выбирать?!» - такова была реакция судей на скульптуры второго тура конкурса памятников-символов Новосибирска. В течение семи лет власти хотят создать символ города, способный соперничать с Оперным театром, и все безрезультатно. В этот раз в качестве символов предлагались Николай Чудотворец, острокрылая богиня Слава и император Александр III.

Началось все с идеи создать памятник основателям Новосибирска. Тогда вроде бы предпочтение пало на скульптурную композицию Арама Григоряна, изобразившего четверку основателей - Гарина-Михайловского, Белелюбского, Тихомирова и Будагова. Однако затмить славу американского Маунт-Рашмора, где в скале вырублены четыре головы президентов США, оказалось не так просто. Начались споры относительно имен и количества основателей, и задачу решили усложнить: создать памятник-символ основания и динамичного развития Новосибирска.

Первый тур этого конкурса прошел в прошлом году и результатов не дал – слишком низко было качество работ. Решено было провести тур второй, однако уже с точным обозначением места, в котором будет стоять памятник.

- Для памятника мы выбрали место на набережной Оби, между парком Городское начало и Октябрьским (Коммунальным) мостом, - говорит главный художник Новосибирска Юрий Бурика. - Оттуда город начинался, там стоит ферма первого железнодорожного моста. Высота памятника определилась еще до первого тура – не менее 25 метров, так как он должен быть виден с набережной, улицы Большевистской, Октябрьского моста и реки.

2 ноября жюри собралось вновь, чтобы выбрать долгожданный символ, и, обойдя работы, впало в растерянность.

«А обязательно сегодня что-то выбирать?»  «Выбирать-то опять не из чего!»  «Мы же все эти темы и формы видели в прошлый раз!» - такие реплики бросали члены жюри, обходя присланные авторами модели скульптур. Всего их было семь – две версии скульптуры богини Славы, Николай Чудотворец, император Александр III, четверка основателей города под высокой аркой, увенчанной гербом Новосибирска, и две «пространственно-абстрактные» работы.

К каждому памятнику прилагался текст, обосновывавший именно этот вариант. Автор Александра III вспоминал, что когда-то Новосибирск носил имя поселка Александровского в честь Александра III, автор «геометрической» работы, состоящей из арок, писал, что арки – символ созидания, строительства и гармонии, а авторы Николы предлагали его потому, что в момент своего основания город был освящен под именем святого Николая.

Два варианта богини Славы мало чем отличались: в основном, архитектурным решением пьедестала и колонны. Подчеркивалось, что лавровая ветвь, которую держит богиня в правой руке – это символ победы новосибирцев в прошлом, настоящем и будущем. Один из вариантов богини вызвал у судий усмешку: «Внизу – модернизм, вверху – псевдоклассицизм», сказали они, имея в виду стилевое противоречие в скульптуре. Особенно много нареканий у жюри вызвали ножки богини Славы, как-то уж очень нелепо торчащие из-под платья и «смазывающие» всю монументальность фигуры.

Несмотря на отсутствие выбора, за стол голосований члены жюри садились со словами: «И все же очень хотелось бы поставить точку в этом конкурсе». Но точку поставить не удалось. Главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский благоразумно заметил, что «нам главное не абы какой памятник выбрать, и понавтыкать их как можно больше, а выбирать действительно достойный символ». Поэтому поиски решили продолжить, и круг авторов при этом не расширять, а наоборот, сужать, чтобы добиться от них нужного результата. Решено было собрать их вместе с членами жюри и сообща определить, что могло бы стать этим самым символом Новосибирска.

Тем не менее, голосование провели, и оказалось, что симпатизируют судьи богине Славе, той самой, с нелепыми ножками и стилевым несоответствием колонны и скульптуры. Ее автор – томич Антон Гнедых. Второе место получила скульптура отца Антона, Николая Гнедых «Николай Чудотворец» (лидер первого тура), третье – вторая версия богини Славы все того же Антона Гнедых.

- Проект, который получил больше всего голосов, имеет очень современную форму, - поясняет Юрий Бурика. - Мы сейчас делаем единую концепцию набережной, и он в нее очень хорошо вписывается. В самой колонне можно устраивать различные форумы, здесь также используется подземное пространство, в котором можно проводить выставки, совещания. И сама идея постамента – это не просто «труба», а современная металлическая конструкция со стеклянными фасадами, внутри – пассажирские лифты, лестницы. На разных уровнях – несколько обзорных площадок, с которых можно смотреть на город и реку.

По словам Юрия Бурики, понравившаяся судьям нижняя часть памятника останется нетронутой, верхняя же будет дорабатываться и переосмысливаться. А пока все семь работ в течение трех недель будут стоять в 409 зале мэрии, где их смогут оценить все желающие того жители Новосибирска. На основании отзывов горожан будет определено направление полета мысли скульпторов, и работа над созданием символа Новосибирска продолжится.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Фото автора
Обсуждение (18)