НАВЕРХ

Об эльфах и гномах замолвите слово

Фото Евгения Бобрикова

Контролёры в электричках встречают дружным смехом пассажиров со старинной боевой амуницией. Грибники теряют лукошки, когда вместо вожделенных груздей встречаются с улыбчивой бригадой орков. Они – неиссякаемый источник баек и журналистских гонораров. Они существуют. Они – «ролевики». ФОТО. ВИДЕО

О ролевых играх (РИ) как об экзотичном способе проведения досуга уже было сказано и написано немало. Постепенно этот занятный вид развлечений оброс мифами, но само явление остается загадкой. Конечно, в вышивании крестиком тоже можно углядеть инфантилизм и даже антисоциальные настроения. Пока однозначного мнения на ролевое движение ещё не сложилось, а посему имеется возможность отделить котлеты от мух.

Миф первый: ролевое движение – это секта

Группа людей может именоваться сектой, если оно имеет определённую доктрину, общее руководство и вертикаль отношений. Ролевики же представляют из себя сообщество индивидуальностей, неспособных быть толпой. Ролевые игры – это вид драматического действия, участники которого поступают в рамках выбранных ими ролей. Как будут развиваться события, зависит именно от действий игроков. Можно сказать, что РИ похожи на театр, в котором актеры играют не по сценарию, а так, как они хотят (Отелло вправе и не душить Дездемону).

Своё начало РИ берут с античности. Преподаватель кафедры филологии Новосибирского технического университета Евгений Соснин приводит в качестве аналогии Древнюю Грецию: был создан идиллический мир – миф о пастухах-поэтах, гармонично сливающимися с природой; потом греки не смогли отказать себе в удовольствии самим поиграть в эту утопию. Если продолжить исторические изыски, то можно вспомнить и о Древнем Риме. Только там существовали иные утехи: гладиаторы, разыгрывающие битвы аргонавтов с амазонками; императоры, играющие в гладиаторов; патриции, представляющие собственные похороны. Соблазн примерить на себя иную жизнь, а то и иную культуру не давал покоя людям и в последующие эпохи.

Датой рождения российского ролевого движения считается 1990 год, когда клубами любителей фантастики была проведена первая выездная ролевая игра по «Властелину Колец» Дж.Р.Р. Толкина. Это уже позже появились исторические игры, с полными доспехами, вооружением и шикарными нарядами дам. Кстати, к вопросу о размножении ролевиков: помимо основного общечеловеческого нехитрого способа, у ролевиков имеется ещё один, который можно проиллюстрировать популярной фразой: «Толкинулся сам – толкини другого».

Что же касается взаимоотношений с окружающими, то оно в целом спокойное. Грибники и деревенские жители людей в доспехах или экзотических нарядах за оккультистов принимают редко. Привыкают. Например, на одной барнаульской игре ролевики были удивлены: некий дядька привёз многочисленное семейство и за мешок картошки попросил показать детям чудо. Картошку взяли, чудили не меньше прежнего. Теперь этот сельчанин каждый год туда ездит и радуется ряженым, как старым однокашникам.

Миф второй: ролевики - откровенные психи, и бегут от реальности

О чокнутых филателистов слыхали? Чего скрывать, и среди ролевиков встречаются те, кто и в графу «национальность» готовы вписать: гном. Но это скорее исключение, чем правило. Ролевики просто любят активный отдых – причем на природе. И воздухом подышать, и потренироваться, и песни под гитару попеть. Это люди, которые хотят и умеют разнообразить жизнь. Игры не попытка сбежать от реальности и не её замена, а её дополнение. Неслучайно психолог Татьяна Фуксман сравнивает ролевые игры с хобби: «Увлечение ролевыми играми вполне адекватно. Посредством этого хобби люди воплощают когда-то «непроигранные» жизненные роли. Благодаря выбранной ими роли они могут закончить незавершенную когда-то жизненно-важную ситуацию. Можно даже сказать, что ролевые игры – своего рода психологическая терапия и, соответственно, благополучно влияют на душевное здоровье личности».

Кроме того, игры - это лихо, задорно и позитивно. Невольно вспоминается, как в 2004 году после крупнейшей региональной игры «Макарена. Сердце Льва-II» (Новосибирск) перед переполненной дачниками электричкой в боевом порядке со щитами выстроились одичавшие за четыре дня юноши и бородатые дядьки и… пошли на приступ бесовской машины. Дачники радовались, как дети.

Есть и другая байка. Некоторые ролевики-реконструкторы любят Великую Отечественную вспомнить. Как-то двинулись они в полном облачении по маленькой деревушке. Деды встречали «красноармейцев» скупыми слезами и гармонями, бабульки домашней снедью уважили. Но так уж исторически сложилось, что «эсесовцы» там тоже были… Можно гадать, на что они рассчитывали, но на них посыпались отборнейшие русские словеса, а кто и за вилы похватался.

Миф третий: ролевые игры – признак инфантильности

Разница между человеком, который, вооружась виртуальным мечом, воюет с компьютерными монстрами, и человеком, который сделал себе меч из текстолита и пошел махать им в поля, очень зыбкая. Что из этого более инфантильно, трудно предположить.

Но в западных странах РИ не только популярное семейное развлечение, но и очень модное направление, так как там игры носят явную коммерческую основу, следовательно, и удовольствие не из дешёвых. У нас же романтика ещё довлеет над прагматикой, тем не менее, всё движется к светлому буржуйскому образцу. А значит, несерьёзным людям в движении будет попросту нечего делать: либо это станет слишком дорогим увлечением, либо просто уйдёт то, зачем они пришли.

Не углубляясь в прогнозы, с полной уверенностью можно заявить: «взрослость» и ролевые игры - вещи совместимые. Возраст игроков – от пяти лет и в бесконечность. Вот уже более 15 лет на РИ ездят и серьёзные мужи, и матери семейств. Среди них студенты и преподаватели вузов, менеджеры и руководители, официанты и строители, журналисты и программисты, телеведущие и знаменитые артисты.

Участник многих игр со стажем, коммерческий директор одной из барнаульских фирм Евгений Шафорост рассуждает о «несерьезности» движения так: «Это явление гораздо более многогранное и сложное, чем, кажется на первый взгляд. Из ролевиков выходит достаточно много лидеров, ведь очень часто игра ставит перед человеком задачи, которые требуют быстрого принятия решений и работы с большими группами людей. Для меня это способ проведения свободного времени, который дает много новых впечатлений, позволяет общаться с большим количеством интересных людей из разных городов, и получать много разнообразного опыта».

Миф четвёртый: ролевые игры опасны для жизни

Жизнь вообще травмоопасна, и РИ не исключение. Ведь лупят от души. Подобное рукомашество и дрыгоножество нередко заканчивается сломанными рёбрам. Но в РИ не зря существуют простые меры безопасности, сродни принятым в «обыденности». Доспехи – это не просто антураж, а защита тела. Полез в драку без оной – сам виноват. К тому же правила проведения боя остаются неизменными уже давно: по голове и кистям рук не бить, ниже пояса тоже.

РИ – вид активного спорта. Просто им меньше лет, чем альпинизму. Историческое фехтование, как и всякий спорт, требует тренировок и усилий, что вкупе порождает умение или мастерство. А это уже возможность защитить себя, что подтверждает самая известная ролевая байка.

Знатный ролевик города Красноярска вечером возвращался с тренировки. Облачён он был в длиннополое пальто, под которым скрывал от любопытных взглядов свой клинок. Группка не очень образованных и воспитанных молодых людей поинтересовалась у ролевика: «Есть чё по мелочи?». В ответ фехтовальщик достал меч, и кто-то с рыданием упал на колени: «Не убивай меня, Дункан Макклауд!».

Миф пятый: ролевики опасны для общества

Такое мнение у обывателя складывается о любом неформальном молодёжном движении. Среди ролевиков есть и байкеры, и металлисты, и панки, и скинхеды, и футбольные фанаты, и гламурные девицы. Но как оные они себя идентифицируют в своей среде, на РИ они прежде всего – ролевики. Невольно вспоминается один ролевик-скинхед, съездивший на три игры подряд сарацином, восточным воином. Прикипел!

Несмотря на существующие мифы, интерес к ролевым играм не спадает. Хорошо или плохо, но он есть. Научные труды продолжают осмыслять ролевое движение: в ВУЗах пишутся дипломные работы, курсовые и диссертации по ролевым играм. А само движение ежегодно пополняется новичками. И подумаешь, что это благо: лучше на игре, чем на игле.

Татьяна Ломакина, специально для Sibnet.ru

Видео Максима Сёмкина (г. Казань)

Обсуждение (10)