НАВЕРХ

Яндекс ищет бизнес в регионах

Генеральный директор "Яндекс" Аркадий Волож. Фото Sibnet.ru

Яндекс собрался расширять свою аудиторию за счет новосибирцев. Купив у магистральных операторов канал, он «протянул» его в столицу Сибири и предложил подключаться к нему всем местным провайдерам. Таким образом, у портала будет больше юзеров, а у последних – совершенно иное качество пользования сервисами Яндекса.

Покупка магистрального канала компанией, подобной Яндексу – случай беспрецедентный. Уже сейчас говорят, что тенденция, при которой «не провайдер делает контент, а контент-ресурс делает под себя провайдера» - это ближайшее будущее интернета. На первой в истории Яндекса пресс-конференции вне Москвы его гендиректор, Аркадий Волож, подчеркнул, что Новосибирск – это экспериментальная площадка для проекта, и если все пойдет как ожидается, уже через несколько месяцев к каналу будут подключаться соседние города, а затем и вся Россия.

О том, что натолкнуло руководство Яндекса на «региональную» идею, Аркадий Волож говорит просто: стоимость трафика в интернете растет, из-за этого пользователей становится меньше. Чтоб их становилось больше, надо было всего лишь найти способ снижения стоимости трафика.

- Всем известно, из чего складывается трафик – объясняет гендиректор Яндекса. – Из стоимости услуг местных провайдеров и тех, кто оказывает эти услуги провайдерам, осуществляя междугороднюю и международную связь. Так везде, кроме Питера и Москвы – тут столько проводов и оптики, что трафик почти бесплатный. Мы, конечно, не провайдеры, но у нас есть офисы, дата-центры, своя инфраструктура и собственная, корпоративная сеть серверов. И мы давно предоставляем к ним доступ всем желающим.

Если услуги местных провайдеров, как правило, сравнительно дешевы, то с магистральными ситуация сложнее. «Достать» что-то из мировой сети или с тех же московских серверов – очень долго и дорого. Чтобы облегчить новосибирским юзерам жизнь, местные провайдеры пытались сами тянуть свой канал в Москву и подсоединяться к серверам Яндекса, но от этого тяжелее становилось жить самим, так как далеко и дорого.

- Теперь Яндекс расширяет свою локальную сеть и в первую очередь приходит в Новосибирск, - объявляет Аркадий Волож. - Мы протянули сюда свой канал и поставили здесь на стойках свои серверы. Предлагаем всем провайдерам Новосибирска подключаться к ним также бесплатно, как мы предлагали это делать в Москве. Только теперь нет необходимости тянуть канал до Москвы, он уже здесь.

Одно из пожеланий Яндекса - чтобы местные провайдеры включили его сервисы в свои локальные тарифы и довели эту информацию до своих пользователей. «В свою очередь мы беремся рассказать, что в Новосибирске есть такие провайдеры, у которых Яндекс доступен в локальных тарифах. У нас, как вы понимаете, есть много способов это сделать», - обещает руководство портала.

Выгоды для обеих сторон очевидны: у Яндекса теперь будет больше посетителей за счет местных провайдеров, и наоборот: услугами провайдера будут пользоваться больше и чаще за счет лучшего доступа к сервисам Яндекса. «В итоге у нас у всех будет больше бизнеса», - улыбается Аркадий Волож.

В том, что бизнеса станет действительно больше, можно не сомневаться – Яндексу сейчас принадлежит 60 % интернет-рынка по количеству пользователей. Следом за ним идут порталы Mail и Rambler. Следует ли ожидать прихода этих гигантов на региональный рынок, пока остается только гадать. С одной стороны, идти туда, где уже все подключились к Яндексу, им не выгодно, с другой – если они этого не сделают, потеряют еще большую долю пользователей.

- Единственное наше средство борьбы – кто быстрее и лучше угодит своим пользователям, - говорит Аркадий Волож. – Видимо, в этом Яндекс выигрывает.

Как сообщил корреспонденту Sibnet.ru директор по региональной инфраструктуре Яндекса Алексей Соколов, угодить пользователю в плане снижения стоимости его «яндексного» трафика портал все же не в силах. Преимущество скажется только на качестве и скорости скачивания тяжелых сервисов Яндекса.

- Мы не операторы и не магистральные провайдеры, и весь рынок как таковой мы переделать не можем, - комментирует Алексей Соколов, - поэтому для конечного пользователя цены на трафик наш приход сюда не изменит. Но изменится то, что он в локальных тарифах получит весь Яндекс, а значит, больше информации.

По словам Соколова, в запускаемой программе Яндекс делает акцент именно на тяжелые сервисы. Если сейчас для новосибирского пользователя практически нереально воспользоваться недавно запущенной яндексной «плюшкой» и посмотреть спутниковые фотографии своего города, поскольку они слишком долго идут из Москвы, то теперь проблем с этим не будет вообще никаких.

Создание в Новосибирске какого-то отдельного офиса Яндекса озвученная программа не предусматривает. Однако есть планы на офис программистский:

- Мы хотели бы, чтобы программисты из разных городов программировали проекты Яндекса, – говорит Аркадий Волож. – Поэтому уже открыли такие офисы в Питере, Киеве, Одессе, Екатеринбурге. Я знаю, что Новосибирск – город очень «программистский». И как только мы найдем здесь нужных нам людей, здесь будет открыт очередной региональный офис программистов Яндекса.

Сейчас в Новосибирске около 500 тысяч пользователей Интернета - это 1-2% от общей аудитории страны. Если региональный проект Яндекса оправдает возложенные на него надежды и стоимость доступа упадет, то новосибирская аудитория по численности сравняется с питерской и московской.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (10)