НАВЕРХ

Платные дороги подорожают: почему и насколько

Фото: © Автодор
Минтранс предложил повысить тариф на проезд легковых машин по платным дорогам. По проекту министерства, километр платных дорог в среднем подорожает на один-два рубля. Готовы ли автомобилисты к такому повороту или впереди коллапс на альтернативных бесплатных дорогах?

В конце октября 2021 года Минтранс предложил повысить тариф за проезд легковых машин по новым платным дорогам с 3,65 рубля до 8 рублей за километр, а по уже действующим — до 5 рублей. Для мостов и путепроводов министерство считает подходящей цену в 29 рублей вместо 21.

Ведомство обосновало рост инфляцией и сильным подорожанием строительных материалов, вследствие чего значительно выросли бюджеты всех новых строек. Также Минтранс указал на стоимость платных дорог в Европе, где средняя цена проезда по платным трассам на 35% выше, чем в России, при аналогичном качестве покрытия.

«Однако выбор для сравнения именно Европы вызывает закономерный вопрос. Почему ведомство не обратилось к опыту пограничных государств, где и зарплаты ближе к российским, и цены на платных дорогах сопоставимы?», — недоумевает эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов.

В России сейчас 1,5 тысячи километров платных дорог из 1,5 миллиона километров дорог общего пользования. Самая длинная — трасса М11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург). Проезд по ней будет стоить около 2,55 тысячи рублей.

По словам эксперта, при принятии таких решений нельзя забывать об уровне платежеспособности автовладельцев в нашей стране, а также о риске транспортного коллапса, который быстро затянет пробками все альтернативные платным маршруты.

Рост тарифов неизбежен?

Минэкономразвития уже выступило против инициативы Минтранса, заявив, что обоснования для повышения недостаточны с учетом риска перераспределения потока на альтернативные пути.

«Сейчас стоимость платного проезда с учетом трат на горючее по некоторым направлениям близка к цене билета на самолет или скоростной поезд, а иногда и дороже», — отметил Власов.

По его прогнозам, удорожание в краткосрочной перспективе все-таки произойдет. В ближайшие три-четыре года цена километра для реконструированных платных трасс вырастет в пределах половины от заявленной ведомством «разрешенной» прибавки, то есть примерно на один рубль. Построенные с нуля прибавят более двух рублей.

Еще больше цены должны вырасти на концессионных участках трасс, участие в строительстве которых принимали частные инвесторы.

«История с платными дорогами напоминает присказку про аппетит, который приходит во время еды. Уже полученные доходы заставляют переписывать ценники в сторону увеличения», — прокомментировал Власов.

Он напомнил, что в конце 90-х агитаторы рассказывали про цену в один рубль за один километр для легковых автомобилей. Тогда говорили о постоянном тарифе, который не будет меняться десятками лет. Экономическая выгода объяснялась высоким потоком машин, которого хватит для содержания и нового строительства.

Еще по теме
Сбербанк допустил падение курса доллара до 50 рублей
Мишустин объявил дедолларизацию российской экономики
Курс доллара впервые за четыре года опустился ниже 58 рублей
ЦБ снял ограничения на продажу валюты кроме евро и долларов
смотреть все
Обсуждение (2)