НАВЕРХ

Трагедия К-219: как советские моряки спасли США от второго Чернобыля

Советская атомная подводная лодка К-219 проекта 667 АУ «Налим»
Советская атомная подводная лодка К-219 проекта 667 АУ «Налим»
Фото: Анонимный авторUnknown author
Ровно 35 лет назад, 6 октября 1986 у берегов США в Атлантике после взрыва на борту затонула советская подлодка К-219. Подводники трое суток боролись за живучесть корабля. Некоторым из них пришлось заплатить жизнью, чтобы ЧП не переросло в глобальную катастрофу. На субмарине было два атомных ректора и 15 ракет с ядерными боеголовками...

На лодке бушевал пожар. Командир К-219 капитан 2-го ранга Игорь Британов отдал приказ глушить реакторы. Один остановился автоматически. Второй реактор дистанционно заглушить не удалось — пропало электричество. Температура в его активной зоне росла. Мог произойти взрыв с непредсказуемыми последствиями.

Выход был один: пробираться в реакторный отсек и вручную опускать компенсирующие решетки, чтобы заглушить ректор. Старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин облачились в спецкостюмы, которые никак не могли защитить их ни от зашкаливающей радиации, ни от температуры в 70 градусов.

Терпящая бедствие в Атлантике советская атомная подводная лодка К-219
Терпящая бедствие в Атлантике советская атомная подводная лодка К-219
Фото: Wikimedia

Работали моряки по очереди. Беликов после очередной вылазки потерял сознание. Опускать последнюю решетку пошел Преминин. Он все-таки сумел заглушить реактор. Но в этот момент от пожара лопнули магистрали со сжатым воздухом. В реакторном отсеке резко выросло давление, которое заклинило переборочный люк. Матрос оказался заблокированным. Команда не сумела его спасти.

Последний поход

Лодка К-219, построенная в 1971 году по проекту 667АУ «Налим», к 1986 году уже морально устарела. Она была вооружена баллистическими ракетами Р-25У, имеющими один большой недостаток — малую дальность (до 3 тысяч километров).

#Аналитика
Удар из глубины: у кого субмарин больше?

Иными словами, чтобы взять Америку на прицел, К-219 пришлось пробираться к самим берегам США. Сделать это можно сохраняя максимальную скрытность. НАТО выстроило в Атлантике мощную противолодочную оборону, включающая систему подводных гидроакустических буев SOSUS, патрульную авиацию, сторожевые корабли.

Лодке удалось бы незаметно выйти в район боевой службы, но 3 октября в 600 милях от Бермудских островов подвела техника. Под водой разгерметизировались баки одной из ракет. Образовалась взрывоопасная смесь из компонентов топлива. Произошел мощный взрыв. Он разрушил ракетную шахту вместе ракетой и участок прочного корпуса подводной лодки.

Через пробоину хлынула вода. Из-за этого корабль аварийно ушел на глубину в 300 метров — практически максимальный уровень погружения. Субмарину заполнили ядовитые пары окислителя ракетного топлива. Погибли капитан третьего ранга Александр Петрачков, матросы Николай Смаглюк и Игорь Харченко.

Борьба за живучесть

Ни о каком дальнейшем выполнении боевой задачи речи больше идти не могло. Командир дал команду: «Экстренное всплытие». Лодка раскрыла себя. Через некоторое время к ней подошли буксир «Powhatan» и атомная субмарина «Augusta» ВМС США. Экипаж, разумеется, отказался от помощи — К-219 была «набита» секретами.

Подоспели и советские гражданские суда «Красногвардейск» и «Анатолий Васильев». После того как команда героическими усилиями сумела заглушить реакторы и снять угрозу атомной катастрофы, большая ее часть перешла на них. На борту осталась аварийная партия и командир Британов.

В течение трех суток аварийные партии, сменяя друг друга, боролись с водой и огнем, пытаясь сохранить плавучесть лодки. Из Калининграда вылетели два стратегических бомбардировщика Ту-95. Они сбросили для команды контейнеры с запасными частями и оборудованием.

Советская атомная подводная лодка К-219 с разрушенной взрывом ракетной шахтой
Советская атомная подводная лодка К-219 с разрушенной взрывом ракетной шахтой
Фото: Wikimedia

Все это время вокруг терпящего бедствия корабля кружили американские самолеты и совсем неподалеку дрейфовала американская субмарина. Для силовой защиты с Кубы в район бедствия регулярно вылетали советские истребители, туда на «всех парах» шла ударная группа во главе с ракетным крейсером «Киров».

По первоначальному плану, «Красногвардейск» должен был взять экипаж на борт, а саму лодку — на буксир. На нее для этого завели буксирный трос. В ночь на 6 октября трос лопнул. Объем воды, поступившей в корпус, перешел критическую отметку.

Утром 6 октября К-219 затонула. Она ушла на глубину в 5 тысяч метров. Командир перешел на спасательный плот лишь после того, как рубка лодки сравнялась с водой.

Эпилог

В июле 1987 года матроса Преминина посмертно наградили орденом Красной Звезды. В 1997 году он был удостоен звания Героя России. В честь него назвали улицы в Красавине, Великом Устюге и Вологде.

Командир К-219 Игорь Британов был уволен с воинской службы по статье «служебное несоответствие». В отношении его возбудили уголовное дело, которое затем прекратили в связи с «полным раскаянием обвиняемого».

В 1997 году по мотивам этих событий кинокомпания Warner Brothers сняла фильм «Враждебные воды». Британова пригласили принять в нем участие в качестве консультанта. Но картина ему не понравилась. Он подал в суд на авторов и, как говорят, отсудил у них несколько десятков тысяч долларов.

Еще по теме
Президент России пообещал уничтожить переданные Украине F‑16
Западные танки оказались беззащитны против танковых ракет ВС России
«Оникс» получили новые головки самонаведения для ударов по земле
Кулеба потребовал у Запада «эти чертовы Patriot»
смотреть все
Обсуждение (1)