НАВЕРХ

Автошколы закручивают гайки

Фото с сайта naviny.by

Цены на обучение в автошколах продолжают расти. При этом понижения или остановки «автоинфляции» ждать не приходится: наоборот, в начале следующего года цены резко взлетят вверх. Какие изменения происходят в программе обучения вождению и в чем состоит ценовая политика автошкол, узнавала корреспондент Sibnet.ru.

Директоры автошкол припоминают, что шокирующий взлет цен на обучение вождению начался примерно два года назад. Тогда, видимо, все в одночасье стали жить «хорошо» - покупать и приобретать в кредит автомобили, повышать свой личный статус наличием прав. Во всяком случае, именно так объясняют ситуацию руководители автошкол.

- Повышение цен связано только с увеличением спроса на услуги автошкол, - говорит заместитель директора новосибирской автошколы «Фаворит» Евгений Эпильбейм. – Поток учеников резко увеличился, что позволило некоторым автошколам повысить цену.

Евгений отмечает, что, конечно, «себестоимость» обучения несопоставима с ценой, которую платят ученики. Однако эту «большую разницу» директора не кладут себе в карман, а тратят на развитие автошколы – закупают новое оборудование, обустраивают классы, обновляют автопарк, нанимают высококвалифицированных преподавателей. В конце концов, все это позволяет школам оставаться конкурентоспособными и назначать себе еще большую цену, которая зависит, в первую очередь, от их «продвинутости». Сейчас, например, в Новосибирске стать водителем стоит от 16 до 20 тысяч. Правда, как говорит директор автошколы «Шумахер» Ольга Лыскова, цена, которую запрашивает автошкола, еще не является показателем качества обучения. «Скорее всего, цена и качество здесь вообще не зависят друг от друга», - добавляет Ольга.

Действительно, как бы ученика не обучали, однажды он придет в экзаменационное подразделение ГИБДД, где спрашивают со всех одинаково. «Одинаково жестко», - уверена Ольга Лыскова. С лета прошлого года немного поменялись билеты теоретического экзамена, право на ошибку сведено к минимуму. Автошколы уверены, что это заставит водителей добросовестнее относиться к подготовке перед экзаменом. Сами же водители резонно отмечают, что ужесточение лишь подстегнет коррупцию на местах.

Изменения произошли и в сроках обучения. Теперь, за счет часов по первой медпомощи и психологии вождения оно увеличилось с двух месяцев до двух с половиной. Экстерн и вовсе отменен – долгое время он практически был легальной возможностью «купить» права. Тем не менее, по мнению автошкол, не стоило лишать человека возможности выучиться самостоятельно и выдержать общий экзамен.

- С другой стороны, есть такое понятие, как самоподготовка, которую никто не отменял, - говорит Евгений Эпильбейм. - Когда человек идет в ГАИ и говорит: я готов сдать экзамен. Но сейчас таким людям вставляют палки в колеса и всячески делают так, чтобы они не сдали. Вообще, экстерн – двухнедельное обучение – стали отменять еще четыре года назад. Но вы понимаете, что в нашей стране не так-то просто что-то отменить. Поэтому он был как бы отменен, но кому-то по определенным категориям и обстоятельствам разрешали. Сейчас этого нет в принципе.

Говоря о коррупции в экзаменационной комиссии ГИБДД, многие уверяют, что она сознательно «заваливает» учеников, дабы те платили круглые суммы за пересдачи. Ведь еще десять лет назад таких «незачетов» практически не было. «Раньше если экзамены сдавала группа из тридцати человек, то несдавших было двое-трое, - вспоминает Евгений Эпильбейм. – Все это было весело и беззаботно, люди получали права и пили с инструкторами шампанское. Сейчас гораздо сложнее...» Однако Ольга Лыскова находит этому разумное объяснение:

- То, что десять лет назад почти все сдавали экзамены сразу, а сейчас сдают меньше половины – так это из-за практики, - говорит Ольга. – С ней проблем больше, ведь людей теперь вывозят в город. Половина автошкол, где обучались наши мамы и папы, сдавали практику на автодроме. Сейчас с учениками ездят по самым сложным участкам города, чтобы проверить их знания на практике. Естественно, многие делают ошибки и пересдают.

Вслед за практикой грядут «усложнения» и в теории – в начале 2008 года ожидается принятие новой программы обучения и условий подготовки водителей в автошколах. В частности, появится специальная категория прав на вождение автомобилей-«автоматов», а что касается экзаменов по теории - предлагается отменить право соискателя на 2 ошибки, заменив его в случае неправильного ответа на 3-4 дополнительных вопроса из той же области знаний. Принимать квалификационный экзамен будет специальная комиссия, а за своих «двоешников» автошколы будут наказываться рублем.

Все это, по прогнозам специалистов, спровоцирует новый скачок цен на обучение: «Когда будет принята новая программа учебного процесса, цены резко подскочат вверх, - считает Ольга Лыскова, - потому что уже сейчас очевидно, что правила ужесточатся, сроки обучения увеличатся. После этого цены могут на некоторое время замереть и подниматься уже согласно общей инфляции.

Некоторых изменений директоры и сами ждут с нетерпением. Так, по их мнению, не нужно заставлять человека проходить устройство автомобиля, которое ему все равно не понадобится, особенно если водитель женского пола. «Азы, конечно, нужно давать – как колесо заменить и куда масло заливать, - соглашается Ольга Лыскова. – Но подробное изучение автомобиля, на 24 часа которого люди тратят свои деньги, нужно сделать факультативным».

Евгений Эпильбейм отмечает, что устарела вообще вся система обучения и сейчас в автошколах учат тому, что было актуально лет сорок назад. «Последний раз теория частично пересматривалась в 1986 году, - говорит Евгений, - и ее конечно, нужно адаптировать к современным дорожным условиям». По словам руководителя «Фаворита», сегодня нужно увеличить количество часов вождения, добавить часы по медицинской подготовке и этике поведения на дороге, и вообще убрать часы по устройству автомобиля.

Уже сейчас поговаривают, что многие автошколы грядущего ужесточения не выдержат и закроются. Это станет еще одним фактором повышения цен «уцелевшими» автошколами, поскольку количество жаждущих получить права на каждую школу станет выше. Знающие люди прогнозируют и другую сторону вопроса: негативно эта ситуация скажется также на цене, которую надо будет платить ГИБДД за получение прав «без лишних вопросов». Так что всем желающим в скором времени сесть за руль стоит поторопиться и сдавать на права как можно скорее, пока процедура не усложнилась и не подорожала.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (3)