НАВЕРХ

«Автомотив»: как выбрать зимний аккумулятор

Фото: © Sibnet.ru

Какой аккумулятор хороший? Ответ зависит от автомобиля и условий эксплуатации. Так, в теплую погоду без нареканий будет работать и подуставшая батарея. Но как только ударят морозы... многие автовладельцы побегут в магазин. Как грамотно подходить к выбору нового аккумулятора, можно ли продлить его жизнь и как правильно заводить машину в морозы, рассказал генеральный директор сети «Автомотив» Игорь Школьный.

Для того чтобы правильно подобрать аккумулятор для автомобиля, необходимо знать марку авто, год выпуска, тип двигателя (бензин/дизель/гибрид), объем двигателя, оснащен ли автомобиль дополнительным оборудованием (Вебасто, сигнализация с GPS, сабвуфер и т.д.), а также его режимы эксплуатации и хранения. После этого становится понятно, какого типоразмера, какой емкости, полярности аккумулятор подходит для данного авто.

Про главные характеристики

Ключевые параметры любого аккумулятора — емкость и пусковой ток. Емкость – это количество ампер-часов, которое полностью заряженная батарея может отдать электропотребителю (фары, аудиосистема, Вебасто и т.д.). Простыми словами, емкость АКБ — это как долго аккумулятор сможет полезно работать: крутить стартер, светить фарами и т.д.

Пусковой ток — это пиковый (максимальный) ток, который может выдать батарея в момент запуска двигателя. Для разных авто требуются батареи с разными пусковыми токами, в зависимости от потребления тока стартером (мощности стартера). Но в минус 30 стартовый ток снижается практически на 50%, именно по этой причине «запас» в пусковом токе будет полезен.

Пусковой ток должен соответствовать значению, указанному производителем на этикетке самой батареи, он у всех индивидуален. Чем выше показания пускового тока, тем лучше АКБ крутит стартер.

У нового аккумулятора напряжение без нагрузки должно быть не менее 12,6 В, а напряжение под нагрузкой не менее 9,6 В. В ходе эксплуатации, из-за выработки ресурса, емкость батареи и стартовый ток постоянно снижаются.

Установка слабой батареи приведет к значительному сокращению сроку службы аккумулятора.

Для сибирской климатической зоны рекомендуется устанавливать батареи с максимальной емкостью и стартовыми токами при условии, что габариты аккумулятора не превысят размеры посадочного места.

Про стандарты АКБ

Аккумуляторные батареи выпускаются по трем стандартам – европейский (EN), азиатский (JIS) и американский (SAE). 

Соответственно, все их особенности (тип клемм, методы крепления, маркировка, размерная линейка и пр.) зависят от автомобильного рынка, для которого они предназначены.

Про типы АКБ по обслуживаемости

Разница обслуживаемой и необслуживаемой батарей в доступе к электролиту: в первой есть доступ к электролиту, во второй нет. Необслуживаемые батареи более современны по технологии производства и своим характеристикам.

Если электрооборудование в автомобиле исправно и работает стабильно, то лучше установить необслуживаемую батарею, так как она менее требовательна в плане обслуживания, и у нее практически нет расхода воды.

Про типы АКБ по технологии

Практически все стартерные батареи, используемые на автомобилях, изготовлены по свинцово-кислотной технологии: это классические АКБ с жидким электролитом, АКБ с жидким электролитом EFB, батареи AGM и GEL (гелевые) аккумуляторы. В АGM-батарее между пластинами установлены стекло-маты, пропитанные электролитом, в них нет электролита в жидком состоянии, в отличие от классических АКБ. В гелевых АКБ электролит находится в не в жидком, а в гелеобразном состоянии.

AGM- и GEL батареи быстрее заряжаются, лучше выдерживают глубокий разряд. Они предназначены для автомобилей, оснащенных дополнительным оборудованием и системой старт-стоп.

Про покупку АКБ

Нередко, с целью сэкономить, либо по незнанию, автолюбители приобретают аккумулятор, не подходящий для их автомобиля, например, по ёмкости, стартовым характеристикам, технологии производства и т.д.

Школьный уверяет, что специалисты сети магазинов «Автомотив» профессионально подберут аккумулятор с учетом всех факторов, включая ценовые предпочтения.

Про производителей

В мире много производителей качественных и надежных батарей. В последние годы и в России построили несколько новых предприятий, некоторые заводы полностью поменяли оборудование на самое современное. Качество многих отечественных аккумуляторных батарей сегодня находится на самом высоком мировом уровне.

На нашем рынке Сибири специалисты «Автомотива» рекомендуют аккумуляторы под торговыми марками CENE, BUSHIDO, AlphaLINE производства Ю. Кореи, Yuasa (Япония), BAREN (Италия), VESNA (Словения).

Что касается отечественных торговых марок, то стоит обратить внимание на батареи RACER (завод Аком), EXTREME (завод Алькор).

Про подделки

Аккумуляторы подделывают редко, потому что их производство очень затратное и сложное. Но есть другая проблема. Многие производители, по конъюнктурным соображениям, производят батареи супер-эконом класса с недопустимо низкими характеристиками, а на этикетках пишут показатели гораздо выше фактических.

«Естественно, такие батареи не обеспечат надежный пуск двигателя в мороз и прослужат в разы меньше, так как всегда работают в режиме перегрузки», — предупреждает собеседник.

Про срок службы и хранение

Согласно ГОСТ, средний срок службы батарей в эксплуатации, кроме необслуживаемых, должен быть не менее 24 месяцев, при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тысяч километров пробега или 3 тысячи моточасов.

Средний срок службы необслуживаемых батарей — не менее 48 месяцев при пробеге 100 тысяч километров.

При правильном хранении в заряженном состоянии, батарея не теряет свои характеристики до двух лет. Но при хранении свыше двух лет срок службы АКБ уже может снижаться. Хотя современные технологии производства позволяют хранить аккумулятор более длительные сроки, чем указано в ГОСТе.

А вот узнать дату производства не всегда просто, поскольку каждый производитель шифрует ее по-своему, и для конкретной марки АКБ маркировка своя. Но информацию по расшифровке кодов можно найти в интернете заранее, до похода в магазин.

Про эксплуатацию АКБ

«Самая распространенная ошибка автолюбителей в том, что они после установки нового аккумулятора забывают про него. Не проводят диагностику, не следят за уровнем электролита. Эксплуатация батареи в частично разряженном состоянии, с низким уровнем электролита, значительно снижает срок ее службы», — говорит Школьный.

Диагностику аккумулятора и электрические параметры бортовой сети автомобиля, а также обслуживание АКБ, рекомендуется проводить четыре раза в год, а в обязательном порядке осенью перед холодным сезоном и весной после морозов, так как эксплуатация при экстремальных температурах «изматывает» батарею.

Необходимо регулярно проверять напряжение на клеммах батареи. В случае его падения ниже минимально допустимого значения 12,6 В срочно подзарядить батарею. При 100% заряде напряжение на клеммах аккумулятора должно составлять: 12,7-12,9 В для АКБ с жидким электролитом (плотность электролита при этом будет 1,27-1,3 г/см), и не менее 12,8 В, для АКБ AGM и GEL. Не забывайте после зарядки дать аккумулятору часок «остыть», чтобы показания отражали реальные факты.

Удобно, если у аккумулятора есть индикатор — это простейший ареометр, встроенный в одну из банок батареи. Если под рукой нет более точных диагностических приборов, то он поможет грубо оценить уровень электролита и его плотность, что напрямую укажет на уровень заряда батареи.

«Правильный заряд батарей, особенно произведенных по современным технологиям AGM и GEL, требуют определенных знаний, навыков, оборудования и контроля за допустимыми пределами температуры, тока и напряжения. Сеть "Автомотив" предоставляет бесплатный сервис своим клиентам на протяжении всего срока эксплуатации АКБ», — отмечает собеседник.

Если батарея длительно не эксплуатируется, ее надо отключить от бортовой сети автомобиля и других электропотребителей. Лучше, если температура хранения будет от ноля до минус 15 градусов, в этом случае у АКБ ниже саморазряд.

Про запуск двигателя зимой

Мороз вносит коррективы в работу системы питания автомобиля и влияет на состояние батареи. При понижении температуры окружающей среды до 30 градусов мороза пусковые характеристики батареи сильно снижаются, масло густеет, работа форсунок ухудшается и меняется соотношение паров бензина и воздуха в топливовоздушной смеси. Все это приводит к затруднению пуска двигателя и повышенной нагрузке на АКБ. Поэтому батарея должна быть правильно подобрана и всегда на 100% заряжена, чтобы ее сниженных токов хватило на запуск.

«Запуск надо производить сериями, по 10-15 секунд работы стартера с перерывом в 1-2 минуты. Если вспышки нет ("подхвата" двигателя), длительное вращение стартером приведет к заливу свечей топливом (для бензинового мотора)», — предупреждает эксперт.

«Разбудить» батарею малым током и повысить стартовый ток поможет включение габаритных огней на 30­­–60 секунд перед запуском. Но необходимо учитывать, что если батарея разряжена, то эта процедура может привести к ее еще более сильному разряду.

Про «прикуривание»

«Прикуривать» авто есть смысл только в том случае, если батарея «крутит», но плохо. Если стартер «крутит» хорошо, но запуска не происходит, очевидно, что причина не в севшем аккумуляторе.

Категорически не рекомендуется запускать мотор машины с разряженной АКБ при работающем двигателе донора — из-за скачков энергии могут сгореть реле регулятора и даже блок ЭБУ.

Аккумулятор донора должен быть хорошо заряжен. И еще: емкость АКБ донора должна быть не ниже емкости «прикуриваемого» аккумулятора.

Заносить ли АКБ на ночь домой

Популярный народный способ: заносить аккумулятор в морозы домой — действительно работает.

«Основные характеристики у теплого АКБ выше, а сильно разряженная батарея может просто замерзнуть на улице. Другой вопрос, насколько вы готовы на морозе откручивать гайки и таскать тяжелый аккумулятор», — говорит Школьный.


«Автомотив», сеть магазинов
Офис: Новосибирск, ул. Часовая, 6/4
Тел.: 8 (383) 291 95 93
avtomotiv.ru
Соцсети: «ВКонтакте», Instagram
Обсуждение (0) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (0)
Добавить комментарий
Яндекс Дзен
Самое интересное
с Sibnet.ru