НАВЕРХ

Вместо ЗАГСа и полиции: МФЦ расширяют полномочия

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Многофункциональные центры (МФЦ) станут едиными каналами коммуникаций между людьми и всеми органами муниципальной и государственной власти. Через них можно будет подать заявление в полицию или судебный иск, зарегистрировать брак или обратиться за господдержкой.

Кроме того, на базе МФЦ создадут институт омбудсмена по защите интересов заявителей. Он будет отвечать за то, чтобы власти реагировали на обращения граждан о нарушении их прав. Для этого центры будут расширять связи в том числе с прокуратурой. Приемные госструктур, контактирующие с населением и бизнесом, постепенно ликвидируют, приводят «Известия» проект реформы МФЦ, подготовленный Министерством экономического развития России.

«Минэкономразвития только начало разработку концепции МФЦ 2.0. В правительство мы должны внести ее осенью. Сейчас мы собираем предложения всех заинтересованных сторон и формулируем основные положения концепции», — сообщил изданию замглавы ведомства Савва Шипов.

Другие нововведения, предусмотренные реформой, — это передача в МФЦ функций по приему платежей за массовые услуги коммерческих компаний: естественных монополий, ЖКХ, страховых организаций, предприятий из социально значимой сферы. Кроме этого, они станут единым пунктом сбора биометрических данных россиян.

По данным российского правительства, к 2019 году сеть МФЦ насчитывала 13 тысяч офисов и 50 тысяч окон. В ней работает свыше 70 тысяч специалистов, предоставляющих более 200 видов услуг. Ежегодно сеть МФЦ обрабатывает около 100 миллионов обращений граждан.

На стороне людей

Ключевая идея реформы в том, что МФЦ станут автономной госструктурой, действующей на стороне населения и бизнеса, независимо от интересов органов власти, сказал директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. По его словам, новации должны поспособствовать тому, что госорганы станут активнее действовать в пользу граждан.Биометрия: как банки узнают клиентов?

Реакция на заявления или жалобы в госорганах, особенно в силовых, действительно не всегда соответствует правам заявителя, а зачастую ее просто нет, согласился замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский. С передачей в МФЦ функций приема и контроля за обращениями органам власти придется относиться к работе с населением более ответственно, уверен он.

Другим последствием реформы должна стать экономия бюджетных средств на содержание чиновников, добавил Брауде-Золотарев. По его мнению, численность госслужащих благодаря этому может сократиться примерно на 1–2%. По данным Минфина, количество чиновников в 2018 году составило около 1,2 миллиона. Расходы государства на работу с населением и бизнесом могут снизиться даже более значительно, поскольку услуги МФЦ предоставляются в основном в электронном виде.

Угроза сокращений, рост прозрачности и контроля за реакцией на заявления граждан неизбежно приведет к тому, что госорганы будут сопротивляться реформе и неохотно передавать свои полномочия в центры, уверен Головщинский. Госструктуры с самого начала не поддерживали передачу в МФЦ части их полномочий под предлогом недостаточной компетентности сотрудников центров, однако их функционал неуклонно рос и будет расти дальше, заключил эксперт.

Еще по теме
Клишас указал на невозможность смертной казни для террористов
КС РФ допустил рассмотрение отмены моратория на смертную казнь
Госдума ужесточила наказания за рекламные спам‑звонки
Какие документы нужны для регистрации ООО
смотреть все
Обсуждение (4)