НАВЕРХ

Эксперты определили роковой маневр SSJ 100

Фото: © СК РФ

Самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот», в котором при пожаре после жесткой посадки погиб 41 человек, действительно был поражен молнией, но мог безопасно приземлиться. По мнению экспертов, критической ситуацию сделали летчики.

Молния попала в борт SU-1492, направлявшийся из Москвы в Мурманск, через 15 минут после взлета. Об этом свидетельствует характерная закопченная отметина на носу, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию.

После удара грозовая защита SSJ 100 отключила генераторы самолета и перевела электроснабжение потребителей на аккумуляторные батареи (режим Emergency Electrical Configuration, EEC). После этого автоматически включился режим прямого управления полетом Direct Mode.

На борту возникла нештатная, но не критическая ситуация. Самолет с неработающими генераторами, по данным производителя, может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости и уйти на второй круг для повторного захода.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Горящую посадку SSJ 100 показали с нового ракурса

Режим EEC, как утверждается в нормативных документах, не требует даже подачи сигнала бедствия May Day — пилоты обязаны лишь предупредить диспетчера сигналом срочности Pan Pan, подразумевающим, что опасности для жизни и здоровья людей на борту нет. Последний сигнал и был подан, как следует из расшифровки переговоров пилотов с диспетчерами.

Что пилоты сделали не так?

При возникших проблемах производитель рекомендует исключить резкие маневры, не разгонять машину более 520 километров в час и отключить автомат тяги. Посадку следует совершать плавно, с вертикальной скоростью в момент касания не более 1,8 метров в секунду, чтобы исключить поломку стоек шасси.

Пилоты SSJ 100 Денис Евдокимов и Максим Кузнецов смогли со второй попытки выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Экипаж поставил машину на глиссаду и прошел по ней, выдерживая как приборную, так и вертикальную скорости. Однако летчикам пришлось управлять самолетом в ручном режиме, с отключенным автопилотом и автоматом тяги.

Возможно, по этой причине расчетную точку приземления в начале ВПП они перелетели. В середине полосы машина еще не коснулась ее колесами, и экипаж, как полагают специалисты, начал энергично «прижимать» к ней SSJ 100. Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Переговоры диспетчеров с Superjet: «Смотри! Ой, ... »

Именно этот опасный и неоправданный, по мнению специалистов, маневр, погубил машину и ее пассажиров. SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями. Сжавшаяся передняя стойка шасси подбросила машину вверх, и самолет «скозлил». Второй удар создал динамическую перегрузку около 5G, при меньшем значении возможно отделение крыльев от фюзеляжа.

Фатальной ошибкой, по мнению экспертов, было то, что после возникновения «козла» летчики продолжали сажать машину, хотя после первого отскока должны были начать экстренный взлет.

Теперь следствие должно установить, кто именно из летчиков совершил опасные действия перед приземлением. Это будет сделать просто, потому что SSJ 100 управляется через рукоятки-джойстики (sidestick), передающие команды в бортовой компьютер.

Обсуждение (17) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (17)
Добавить комментарий