Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил, что Россия может полностью отказаться от экспорта древесины в Китай. Это станет основным шагом в борьбе с «черными» лесорубами, в частности в Сибири. Эксперты видят несколько плюсов в таком решении.
«Если мы в ближайшее время не наведем порядок, со стороны в том числе Китая, мы закроем полностью экспорт в Китай древесины», — процитировал «Взгляд» выступление Кобылкина в ходе правительственного часа в Совете Федерации.
«Эта сфера настолько криминализованной и коррупциогенной стала, что уже эта ржавчина разъела всех!.. Я коллегам приводила пример — Забайкальский край. По ту сторону границы — процветающий Китай, с новыми домами, инфраструктурой, а по эту сторону, где рубят лес, избы наклоненные, разваливающиеся и люди живут в тяжелейших условиях», — признала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Доля «черных лесорубов» оценивается экспертами в широком диапазоне от 0,8% до 40% от общего объема древесины. По данным, озвученным экс-главой Минприроды Сергеем Донских, по итогам 2014–2016 годов совокупный ущерб от их незаконной деятельности составил 30,8 миллиарда рублей.Плюсы и минусы запрета
«Не стоит бояться отказа Китая от нашего леса. Мы, с одной стороны, и так получаем от него минимальный доход. С другой стороны, лес пойдет на внутренний рынок, начнет закрывать потребности нашей промышленности и наших граждан, что тоже является положительным эффектом. А пока я часто слышу от своих земляков, что купить нормальную доску на строительном рынке в Иркутске невозможно», — заявил депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов.
По словам Щапова, те экспортеры леса, которые занимаются вывозом кругляка и простейшего пиломатериала, конечно, понесут ущерб при ограничении экспорта, но следует учесть, что для общества и государства больший ущерб наносит сама их деятельность.
«Они почти не платят налоги, оставляют после себя замусоренный лес, горы опилок, что приводит к колоссальному экологическому ущербу и возникновению лесных пожаров», — отметил депутат.
По мнению китаиста Георгия Кочешкова, ограничение экспорта возможно в двух вариантах. Мягкий — приостановка экспорта только необработанной древесины. В этом случае последствия будут не очень значительными.
«Если же будет принят жесткий вариант – приостановка всего экспорта древесины, включая минимально обработанные лесоматериалы, то в краткосрочной перспективе он будет неприятен для обеих сторон. Причем для Китая, возможно, даже более невыгоден, так как КНР находится под торговым давлением США из-за торговой войны», — заметил эксперт.
Объем экспорта российской необработанной древесины в Китай таков, что в случае запрета его невозможно быстро переориентировать на другие страны или отправить на переработку, отмечает управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик.
Китай восстановит российский лес?
КНР остается основным потребителем российской древесины и пиломатериалов на протяжении уже почти двух десятилетий. В прошлом году доля Китая в российском экспорте по группе товаров «Древесина и изделия из нее; древесный уголь» составляла почти 41%. Особенно выраженный характер она имеет в сегменте необработанной древесины: здесь доля Китая в российском экспорте в прошлом году достигла почти 80%.
Российские власти уже не раз предлагали китайцам
инвестировать в восстановление леса на территории России. Например, в апреле
прошлого года Сергей Донской говорил, что азиатские инвесторы, работающие в
Китае и Индонезии, могут вложить порядка миллиарда долларов в лесные плантации —
площадки, где специально выращиваются древесные породы.
Тот же вопрос поднял Кобылкин на встрече с министром природы Китая. «Он задал мне вопрос: а чем мы можем помочь, чтобы не ужесточать вывоз древесины? Я сказал: давайте просто построим 10-15-20 семеноводческих комплексов на территории России за ваши деньги. Вам нужен лес – восстанавливайте нам лес. Он ответил: это, безусловно, обсуждаемая тема, вернусь с этим обратно», — сказал российский министр. Сосна «рассказала» о последствиях ядерных испытаний
По мнению Щапова, также нужно сосредоточиться на максимальной налоговой отдаче от лесной отрасли, а полученные средства — направлять на восстановление лесосеки. «У нас микроскопическая налоговая отдача: десятки компаний показывают нулевые налоги при том, что пилят и вывозят лес, не платят ни налог на прибыль, ни НДФЛ. Такое ощущение, что у них деревья сами запрыгивают в составы и уезжают», — описал происходящее депутат.
Также необходимо выделять деньги на лесоустройство. В большинстве лесничеств материалы устарели, поэтому управление лесами ведется вслепую. Эту проблему правительство намерено решать с помощью внедрения в лесное хозяйство системы «ЕГАИС Лес».