Древнейшую звезду во Вселенной обнаружили в Млечном Пути

Фото: European Space Agency (ESA/Hubble). Credit ESA/Hubble in any reuse of this image. Full details at http://www.spacetelescope.org/copyright.html / CC BY 4.0

Астрономы обнаружили в созвездии Жертвенника рекордно малую звезду, вспыхнувшую в нашей Галактике меньше, чем через полмиллиарда лет после Большого Взрыва — примерно 13,5 миллиарда лет назад.

«Если наши подозрения верны, то подобные небольшие звезды могут состоять из чистой материи, наполнявшей Вселенную во времена Большого Взрыва. Мы пока не нашли их в нашей Галактике, но теперь у нас есть очень обнадеживающие свидетельства того, что они существуют», — приводит РИА Новости слова Кевина Шлауфмана из университета Джона Гопкинса в Балтиморе.

Как объясняют ученые, первые звезды Вселенной были совершенно не похожи на современные светила, так как их недра не содержали в себе астрономических «металлов» — элементов тяжелее водорода и гелия. Из-за этого размеры таких светил были практически ничем не ограничены, из-за чего их масса могла превышать солнечную в 300-400 раз и даже больше.

Век таких звезд был крайне недолог, и они выгорали за десятки и сотни миллионов лет, заканчивая свою жизнь в виде парно-нестабильной сверхновой — мощнейшего термоядерного взрыва, в организации которого была задействована вся материя гигантского светила.

Останки этих сверхновых засеивали галактики «металлами», что позволило начать формироваться нормальным звездам. Они продолжили дело своих «предков», формируя еще более тяжелые изотопы.

Практически все астрономы были уверены в том, что подобные первичные звезды в принципе не могут существовать в Млечном Пути и в других близлежащих галактиках в современную историческую эпоху по одной простой причине.

Шлауфман и его коллеги случайно выяснили, что это не так, изучая три десятка относительно небольших звезд, содержащих в себе необычно мало металлов и считающихся своеобразными «потомками» этих первых светил Вселенной.

Суперстарая звезда

Внимание ученых привлек необычный спектр одной из них, пары из желтого и красного карлика, получившей имя 2MASS J1808. Она расположена в созвездии Жертвенника на расстоянии примерно в тысячу световых лет от Земли.

Два года назад, когда эти светила были открыты учеными из Бразилии, астрономы не нашли особых различий в химическом составе этих светил. Поэтому они посчитали их интересными, но не особо уникальными объектами из числа «внуков» первых звезд мироздания.

Команда Шлауфмана показала, что это сходство было обманчивым, вычислив точную массу меньшего светила и детально измерив его спектр. Оказалось, что оно было примерно в восемь раз легче Солнца, а его недра содержали рекордно малое количество «металлов», примерно в 80 тысяч раз меньше, чем в нашем светиле, даже с учетом разницы в массе.