НАВЕРХ

Турбренд Алтай

Фото с сайта turi100.net

Принято считать, что моду на Горный Алтай создали новосибирцы. Притом, что для самих «алтайцев» (в данном случае, жителей Алтайского края и Республики Алтай) горы никогда не были чем-то необычным, а потому особым местом отдыха никогда не считались. «Алтайцам», что не могли себе позволить ездить за границу, ничего не оставалось, как ехать в местную «Швейцарию»; те же, кому позволяли доходы, всегда ценили если заморские пальмы, то наличие цивилизованного отдыха в отелях не менее 4 звезд.

 

- Для меня был и остается загадкой феномен «Горного Алтая» среди новосибирцев, - говорит Снежана, коренная жительница Барнаула, переехавшая не так давно в Новосибирск. - Для них это не просто выгодно (дешевле и проще поездок за рубеж), это на самом деле модно. У «алтайцев» к горам другое отношение – ну есть и есть, не до фанатизма. Да, ездили раньше, еще в советские времена: на выходные и вообще круглое лето. И не было это раздуто, и не говорили об этом с придыханием, и не мерились, как сейчас, кто дальше забрался, кто сколько колес на пути порвал и т.д. Я работаю в крупной новосибирской компании, и столкнулась с тем, что сотрудников, которые на Алтае еще не побывали, в коллективе чуть ли не перестают считать людьми.

 

Впрочем,  отношение к горам уже сибиряков теперь уже двойственное, чему поспособствовал массовый туризм.

 

- Алтай – вчерашний день, - рассказывает кемеровский бизнесмен Михаил,  путешественник «со стажем». – По-моему, ездить туда в наше время – это пошло. Не похоже это на отдых даже отдаленно, и экзотики уже никакой, приелось. Последний раз был там с семьей летом 2006-го. Это было последней каплей: никакого отдыха не получилось, потому как было чувство, что из города никуда не уезжали. Даже «уединившись» на дикой природе, остаться наедине с этой природой не удалось: кругом пьяные типы, буйства городских дикарей и пр. Когда один выбирался, то ходил с рюкзаком, куда-нибудь подальше от цивилизации. А сейчас даже там, где ее до последнего времени не было, уже «голова на голове». Кажется, Алтай исчерпал свои возможности.

 

Михаил также признается: «Многие мои друзья, в том числе с того же Алтая, Новосибирска и Кузбасса уже несколько лет на Байкал или в Хакасию ездят. Не спорю, может быть, это очередная модная волна, но я для себя в нынешнем году разницу ощутил: отдых в Хакассии на самом деле дикий и уединенный. Может, потому что сюда еще никто не добрался, как на Алтай. Чем, может быть, Алтай и возьмет в будущем, так это акцентом на свою самобытность, а не вливаниями инвестиций в строительство дорогих отелей с вертолетными площадками. Поверьте, те, кто хочет уюта, поедут искать его в истинной Швейцарии, Франции и даже Чехии. Цивилизованного отдыха с пятизвездочными отелями и европейским уровнем услуг здесь не будет наверно никогда, да и ни к чему это, среда не та».

 

К слову об акценте на самобытность Горного Алтая: с начала 2007 года здесь запущена программа развития «сельского туризма». В своем первоначальном виде он подразумевает отдых в естественных, исторически сложившихся для данной конкретной местности условиях (с самобытной культурой, обычаями, жилищем и даже кухней). Остается только догадываться, правильно ли понимает правительство Республики Алтай  этот термин, заявляя о начале проекта, в рамках которого предусматривается «создание горнолыжного комплекса на горе Синюха (Манжерок), строительство горноклиматического курорта на Телецком озере, подготовка к созданию оздоровительного комплекса «Алтай-Вест». Другое дело, если здесь сделают упор на уникальное торговое предложение – «этнотуризм», с показом настоящих традиций алтайцев, с их музыкой, культами и обрядами.

 

Впрочем, туризм в Сибири давно уже мультибрендовый. Среди наиболее раскрученных и знаковых – Шерегеш. Кемеровчанин Михаил, побывавший во многих достопримечательных местах Сибири, делится своими соображениями: «Я искренне верю, что у этого курорта большое будущее и мода на него не пройдет. Ведь туда не все подряд едут, только фанаты курорта».

 

В подтверждение его слов свежий пример: Анна учится в Новосибирске, но приехала сюда из Тюмени. «Ну, плохо на лыжах стою и что? – признается она. - Я ведь не на мировом чемпионате! Главное другое: еще в конце декабря с друзьями уезжаем в Шерегеш на месяц. Однажды я в Новосибирск вернулась только в конце февраля, обо мне уже в институте забыли! Но что в городе делать зимой-то? Лучше отрываться в Шерегеше по полной, пока молодой».

 

Директор одного из новосибирских турагентств Виктор авторитетно заявляет: «Шерегеш – это действительно бренд. Достаточно посмотреть на тамошнюю публику: в отличие от Алтая, поклонники Шерегеша – весьма ограниченный круг. Это либо профессиональные горнолыжники, либо фанатичные поклонники горных лыж и сноуборда, либо те, кто подражает им. Есть и еще одна категория – просто богатые дяди и тети, даже в солидном возрасте, не знающие, с какой стороны к лыжам подходить, приезжающие потусить перед «своими» в новых лыжных костюмах «от кутюр» за несколько десятков тысяч у.е. Шерегешу есть, чем держать, цеплять, поэтому у него - все перспективы не утерять своей популярности и развиться до европейского уровня».

 

Впрочем, Горный Алтай сейчас стремительно набирает брендовость. Во всяком случае, встречающееся мнение, что мода на него проходит, эксперты от туризма называют далеким от истины. Регион сейчас только в начале развития большого туристического бизнеса. В рамках федерального финансирования игорной зоны,  заложенной в селе Солоновка, и туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь» государство выделяет свыше 20 миллиардов рублей. Федеральные инвестиции позволят повысить уровень сервиса и услуг на «Бирюзовой Катуни» до мировых стандартов. В планы по строительству зон входит, в частности, реконструкция аэропорта во втором по величине города края Бийске, который станет воротами в туристический Алтай: будущую игорную зону, Белокуриху и Горный Алтай.

 

Так что временный и в общей картине развития турбизнеса на Алтае незаметный спад интереса к нему скоро сменится новой волной еще большей популярности с появлением новых туристических комплексов и даже новых услуг.

 

Анна Уткина, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (5)