Эксперты в общих чертах восстановили обстоятельства последнего полета пассажирского Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» и назвали возможные причины катастрофы самолета, унесшей жизни 71 человека.
Ан-148 «Саратовских авиалиний», следующий рейсом 6W 703 Москва—Орск, должен был вылететь из аэропорта Домодедово в 14.00 по московскому времени, однако смог подняться в воздух только в 14.24. Задержка не была вызвана техническими неисправностями: экипаж с опозданием получил от диспетчера разрешение на взлет.
Полет продлился лишь четыре минуты. По информации на текущий момент, экипаж не сообщал о каких-либо проблемах с лайнером, не слышали диспетчеры и криков отчаяния, свидетельствующих, что произошла чрезвычайная ситуация. Самолет просто перестал отвечать на запросы.
При этом радары зафиксировали странное поведение воздушного судна. Непосредственно перед падением самолет, набрав высоту примерно в 1800 метров и скорость около 600 км/ч, неожиданно резко «нырнул» вниз до 1500 метров. Затем лайнер вновь набрал высоту и сразу же рухнул вниз. Радары потеряли его на высоте в 900 метров в 14.28 по Москве.
Самолет
Крушение Ан-148 в Подмосковье стало вторым для самолетов этого типа. Первая катастрофа произошла 5 марта 2011 года, тогда лайнер разбился в ходе учебно-тренировочного полета. Погибли все шесть находящихся на борту человек. Причиной крушения стала несогласованность действий экипажа при отработке режима экстренного снижения.
Специалисты считают этот тип самолета надежным. Недаром его в качестве президентского борта выбрал глава Украины Петр Порошенко. «Ан-148 — это дальнейшее развитие самолетов Ан-72 и Ан-74. Это довольно-таки надежный самолет. "Детский " свой период он прожил и прошел. Два двигателя хороших у них, очень надежных, система управления автоматическая», — считает российский летчик-испытатель Александр Лавриков.
Экипаж
Не вызывает сомнений и квалификация пилотов. Как сообщили в «Саратовских авиалиниях», командир экипажа Валерий Губанов имел солидный опыт работы: общий налет у него составлял 5 тысяч часов, на Ан-148 — 2,8 тысячи часов. До перехода в гражданскую авиацию он служил в военной, участвовал в боевых действиях. Второй пилот Сергей Гамбарян имел на своем счету 812 часов налета.Пассажирский самолет Ан-148. СПРАВКА
То, как действовал экипаж в критические минуты, покажет расшифровка параметрического и речевого «черных ящиков», один из которых уже найден спасателями на месте катастрофы. Сейчас эксперты задаются вопросом, почему экипаж не доложил о каких-либо неприятностях на борту и не подал сигнал бедствия.
Заслуженный пилот России Владимир Романенко рассказал РБК, что это говорит о мгновенном развитии критической ситуации. При этом экипаж, возможно, понял, что происходит, но не смог или не успел сориентироваться и сообщить об этом. К тому же у пилотов есть правило: в случае кризисной ситуации, сначала восстанавливай управление самолетом, потом докладывай.
Обледенение
Одна из самых очевидных версий авиакатастрофы зимой — обледенение. Во время стоянки самолет может покрыться слоем льда. В условиях, когда происходит обледенение плоскостей и механизации крыла, у судна меняются аэродинамические характеристики, они попросту могут потерять подъемную силу. Чтобы избежать этого, самолет перед влетом обливают специальной жидкостью.
Командир Ан-148 отказался
проводить противообледенительные работы, поскольку погодные условия на тот
момент позволяли обойтись без этой процедуры. «Зачастую, чтобы сэкономить время, экипаж отказывается от
этой процедуры», — приводит РБК слова источника из технической службы «Домодедово».
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты не исключили обледенение самолета и в полете. Но происходит оно сразу после взлета, а не спустя несколько минут. однако в данном случае нестабильная погода могла внести неожиданные коррективы.
Технические проблемы
Наиболее вероятными специалисты считают несколько версий. Одна из них — моментальное разрушение двигателя во время полета. В таком случае разлетающиеся с огромной скоростью в разные стороны лопасти турбины могут вывести из строя критически важные органы управления самолетом, и он рухнет вниз. Впрочем, по последним данным, двигатели Ан-148 работали вплоть до столкновения с землей.
В разговоре с РБК авиаэксперты представили еще одну версию. Судя по разбросу обломков, борт, скорее всего, начал разрушаться еще в воздухе — это могло произойти, в том числе из-за «усталостного разрушения» одного из элементов конструкции.
«При изготовлении какой-то детали силовой конструкции могла возникнуть микротрещина, которая в последствии стала больше. Внешним осмотром ее не заметишь, аппаратурой системы контроля, которая используется при ежедневной эксплуатации, ее тоже сложно выявить», — пояснил заслуженный летчик-испытатель, специалист по расследованиям авиакатастроф гражданской авиации Владимир Бирюков.
По словам его коллеги Лаврикова, причиной катастрофы мог стать отказ стабилизатора, который управляет высотой полета самолета. После уборки механизации крыла (закрылков и предкрылков) во время взлета стабилизатор должен был автоматически установиться в новое положение, однако этого могло не произойти.
«Поэтому версия может быть: если его все-таки обработали жидкостью, то в процессе выруливания и взлета он, к примеру, набрал лед на крыло, и поэтому ему не хватило подъемной силы или управляемости стабилизатора перевести в дальнейший набор. И самолет практически неуправляемый, но, сохраняя свою устойчивость по пути, по крену, он просто столкнулся с землей с маленьким углом и как бы по касательной», — сказал Лавриков, отметив, что «у пилотов не хватило управляемости самолета перевести его в набор».
Теракт
Источник, знакомый с ходом расследования, рассказал федеральным СМИ, что следователи рассматривают все возможные версии авиакатастрофы, включая террористический акт: «Эта версия вряд ли будет приоритетной, так как эксперты-взрывотехники, которые провели экспресс-анализ части обломков самолета, не нашли на них микрочастицы взрывчатого вещества».
Но официально версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается окончательно. Даже самые предварительные выводы на этот счет можно будет делать после расшифровки «черных ящиков» и полного исследования обломков самолета на наличие остатков взрывчатых веществ.Места и одежда: есть ли шанс выжить в авиакатастрофе?
Тем временем Следственный комитет России официально сообщил, что в момент падения возгорания на воздушном судне не было, он «находился в целостности». Взрыв произошел только после столкновения с землей.
Сейчас проводятся обыски и изымаются документы в офисах авиакомпании «Саратовские авиалинии» и аэропортах. Уже изъяты образцы топлива, файлы радиообмена диспетчеров и командира воздушного судна, файлы системы слежения за самолетом на земле и в воздухе и электронные записи показателей радара полета судна.
Следователи рассматривают несколько типовых для таких ЧП версий: плохие погодные условия, человеческий фактор и технические неисправности. Однако ни одна из них пока не считается приоритетной.
Как гласит статистика, в подавляющем большинстве случаев, причиной авиакатастроф является стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов. Официальную причину назовет Межгосударственный авиационный комитет (МАК) после окончания расследования, которое, как правило, занимает несколько месяцев.