Большой зал мэрии, члены художественного совета, которых собралось примерно две трети, заняли свои места, пришли несколько активистов, нет только инициатора установки памятника — Алексея Денисюка. Журналисты уже шутят, что этот вопрос снимут с повестки.
Денисюк появился во время обсуждения первого предложения — мемориальной доски архитектору Борису Андрееву, и за шесть минут представил проект памятника Иосифу Виссарионовичу.
Вождь в укромном месте
По задумке авторов, памятник будет состоять из постамента и бюста. Сталин предстанет в маршальском кителе со звездой Героя Социалистического Труда. Сквер Героев Революции активисты выбрали потому, что это «укромное, тихое место под охраной государства», а памятник гармонирует с мемориальным значением самого сквера.
«Мы считаем, что заслуги Сталина в истории нашей родины бесспорны: под его руководством удалось осуществить индустриализацию, был осуществлен прорыв в области науки и техники, достигнута политическая и экономическая независимость и, кончено, под его руководством советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне», — перечислил достижения вождя Денисюк.
Запретный сквер
Эксперты рассматривали установку памятника с двух позиций: законно ли ставить его в сквере и какое культурно-историческое отношение может иметь Сталин к этому мемориалу.
Сотрудник Музея города Новосибирска, эксперт худсовета Константин Голодяев рассказал, что на этом месте захоронены 104 человека, освобождавших Сибирь от колчаковцев, из них 80 — сами молодые белогвардейцы, которые подняли восстание против Колчака. Изначально монумент назывался Жертвам революции, в 30-е годы на его месте был свободный парк, который стал мемориалом в 1947 году.
Все похороненные в этом сквере участвовали в военных действиях на территории Новосибирска, а Сталин в этих событиях не участвовал, поэтому начальник научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Марина Шульц указала, что «неправильно вносить сюда фигуру Сталина».
Но главное то, что сквер Героев Революции является объектом культурного наследия регионального значения. По словам руководителя областного управления по охране культурного наследия Александра Кошелева, закон запрещает здесь размещение других построек и объектов.
«Размещение бюста Иосифу Сталину и других объектов, а к нам обращалось общество «Мемориал» по поводу установки памятника репрессированным в 30-40 годы, считаем, что сквер является сложившимся комплексом, в котором появление других объектов невозможно», — резюмировал Кошелев.
Моральная ответственность
Выступление историка Голодяева вызвало наибольшие протесты и крики у пенсионеров. Тогда он предложил рассмотреть моральную сторону вопроса и отметил, что это голосование для него — поверка общественного совета.
«Не было сказано, что 5 миллионов человек было осуждено за свое инакомыслие. Миллион был расстрелян, только в Сибири было расстреляно 30 тысяч человек, 11 тысяч репрессированных живут в нашем городе — и что они скажут об этом памятнике? Вы слышали, чтобы в Германии был установлен памятник Гитлеру или в Камбодже — Пиночету? Решение и ответственность за этот памятник лежит на каждом из нас лично. Остаемся ли мы сейчас в цивилизованной плоскости или мы опять вваливаемся во времена государственного людоедства?», — высказался краевед.
Речь Голодяева прерывалось возгласами «Вранье!» и требованиями сторонников памятника дать им слово. «Расскажи, Костя, тупым людям...», — раздавалось с другой стороны стола. Глава худсовета Александр Ложкин просил соблюдать тишину и грозился вызвать охрану.
«Поменять голову Ленину»
Свое мнение о памятнике высказали еще пять членов совета. Татьяна Иваненко предложила организовать большую общественную дискуссию, потому что фигура Сталина противоречива. Александра Архипова заметила, что этот памятник можно поставить «в уголке на улице Ленина», потому что та раньше называлась проспект Сталина. Радикальное решение озвучила член совета Маргарита Давыдова. Где в Сибири Ленин одет в женское пальто
«Есть прекрасный участок на Большевистской, 29, там, где находится офис коммунистической партии, у них там прекрасно стоит Ленин и плюс будет стоять Сталин, это вполне допустимо, это центр города. Общественность против этого выступать не будет, но если очень хотят поставить в центре, то у нас стоит Ленин — могут поменять голову, отпилить голову Ленина и поставить голову Сталина», — заявила Давыдова.
В итоге за установку памятника Сталину в сквере Героев Революции не проголосовал ни один из членов художественного совета. Присутствующие высказались против, один из членов воздержался.
Поиски нового места
Одна из активисток, Любовь Тушкина, в холле объяснила свою позицию, хотя в ее семье тоже были репрессированные. «Почему обращаем взоры к этой личности? Потому что ужасаешься, что все поросло коррупцией. Миллиарды — при Сталине этого бы не случилось. <…> Мы ни за что не откажемся, не сравнить его с Гитлером, согласны рассмотреть другие места», — высказалась пенсионерка.
Денисюк, комментируя результаты заседания, сообщил, что совет опирался на формальные основания, сейчас активисты готовы рассмотреть альтернативные места и будут выходить на мэрию с другими предложениями.
Он сообщил, что общественники собрали около 100 тысяч и будут заказывать памятник у скульптора Маркова в Северной Осетии. Скульптуру собираются открыть к 21 декабря этого года.
«Будем добиваться муниципальной земли, если нет, тогда на частной территории», — сказал Денисюк.