НАВЕРХ

Лица ветеранов: мысли о прошлом и настоящем

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию

Ветераны Великой Отечественной, которых с каждым годом выходит на праздник все меньше, помнят день 9 мая 1945 года как вчерашний. И переживают за день сегодняшний. Мы расспросили участников ВОВ и тех, кому с малолетства пришлось трудиться ради нужд фронта, чем они довольны и чем обеспокоены. Живут ли они в той стране, за которую воевали, и согласны ли с современной военной политикой.


Юрий Николаевич Изнаирский в красках помнит 9 мая 1945 года, как вчерашний день. «Я 19-летний младший лейтенант, сибирский парень встретил 9 мая 1945 года в самом центре поверженного Берлина. Этот день был для нас одновременно радостным и в тоже время горестным потому, что многие сложили головы в этой войне. Были слезы, объятия, были поцелуи, потом были последние фронтовые 100 грамм», — рассказывает ветеран.

К современной военной политики России Изнаирский относится с пониманием. «Я горд за то, что у нас есть такие парни, надо гордиться такими людьми, потому что это не так просто сделать и в мирное время. А Родину надо всегда защищать, потому что ничего святее у нас на свете кроме Родины нет», — считает он.

Энгельсина Ковцевич относится к тем, кто был вынужден начать работать будучи ребенком. Ее трудовой путь из-за войны начался в 13 лет. «Мы изучали боевую винтовку на военном уроке. Соберем ее, разберем, и по-пластунски по снегу ползали. А летом мы жали, комбайнов не было раньше, жали вручную, отмеряют сколько саженей, вот мы стараемся. Сено косили по 120 копен надо накосить, все вручную», — вспоминает она.

По словам труженицы тыла, она «всю работу за всю жизнь переработала». Жизнь сейчас ее вполне устраивает, она находится на заслуженной пенсии.

Александр Витальевич Подлесный очень плохо слышит, но слуховой аппарат все равно не носит, такие особенности характера... На Монумент Славы с ним пришли родственники. Они рассказали, что он также из «трудящихся детей войны». Родился в 1930 году. Работал в колхозе с 12 лет в Томской области.  В 1949 году, по возрасту, его взяли в армию. После службы вернулся в Новосибирск и работал на заводе «Сибсельмаш».



Николай Егорович Зырянов до сих пор вспоминает как голодал во время Войны в Ордынском районе. «Победа досталась нам не так легко. Трудно было и в тылу, и на войне. Все было и горело, и шумело, и в тылу работали. И на лошадях работали и сеяли, и пахали. Было трудно, голод был такой, очень страшно было. Пошли с восьми лет работать, такое время было. Работали почти босиком, наденешь какие-то драные ботинки и идешь за бороной», — рассказывает ветеран.

Весь урожай отправляли на фронт, а сами ели даже почки и колючки, все, что находили. «А сейчас жить можно, все есть. А раньше рукав на рукав фуфайки оденешь, и стоишь, есть нечего, спортом не занимались, голодно же было», — говорит Николай Егорович.

На сегодняшний день он не жалуется. И военные действия в Сирии он в целом одобряет: «Сейчас как относиться (к Сирии), сейчас у нас техника сильная. Если бы она слабая была, Россию бы давно растоптали».

Михаил Петрович Катков воевал на 2-м и 3-м Украинских фронтах в 73-й гвардейской Сталинградской стрелковой дивизии. «Я из госпиталя получил путевку и встречал День Победы в 1945 году на курорте в Курганской области, там мы и праздновали», — вспоминает ветеран.

По его словам, ему сложно говорить о современным военных действиях, но «сейчас абсолютно все в стране устраивает, я доволен всем, особенно президентом и правительством».


Александр Яковлевич Анцупов 22 сентября 1943 года первым на подручных средствах переправился через реку Днепр, за что и получил звание Героя Советского союза. «Я в декабре 1944 года пришел по ранению в деревню в Коченевском районе. 9 мая 1945 года митинг был большой. Гуляния, прекратили работу все и праздновали», — рассказывает он о Дне Победы в 1945-м.

Условия жизни сегодня его устраивают, но ветеран очень обеспокоен происходящем на Украине: «Я всю Украину прошел, как они мучались бедные, а сейчас обратно. Так что мне очень обидно, переживаю, у меня много друзей там и много могил наших друзей», — говорит собеседник.

Владимир Максимович Кондратьев признается, что получил только два класса образования, учиться было некогда, с 10 лет пришлось работать в колхозе. Жил он тогда в деревне в Ордынском районе. Но еще тяжелее было потерять отца на фронте. 

«Сейчас все хорошо вроде, но не совсем все хорошо. Не нравится капиталистический строй. При социализме мы учились, лечились бесплатно, было трудно, но мы же как-то пережили все это дело. Все это на нас, надо восстанавливать страну, а у нас, посмотри, сельское хозяйство запущено, на это все тяжело смотреть и слушать... Конечно, могло быть и не так», — сожалеет ветеран.

К 9 мая он написал стихотворение-воспоминание:

«Был выходной, и публика гуляла,

Смеялись дети и мир царил вокруг.

И молодежь о будущем мечтала,

Звучали радиоприемники и вдруг:

22 июня ровно в 4 утра.

Здесь многим выпало такое, что сердцу трудно вспоминать.

Ушел отец, меня оставил,

Сказал, что скоро я вернусь.

Но не сбылась его мечта

Пришлось ему сражаться долго

С ненавистным нам врагом.

И когда среди ночи проснулся и тихонько спросил у себя:

Неужели ко мне никогда не вернешься?

Я ждал его четыре года

И все надеялся — дождусь,

Но он остался там навечно

В земле, поруганной врагом.

И теперь уж ко мне никогда, никогда не вернется.

И только здесь, на монументе строгих линий

Отца фамилия стоит.

Отец, ты слышишь, я твой сын,

Как много весен отшумело, травой окопы заросли

И мать от горя поседела, и внуки выросли твои.

И я, как твой наследник кровный, не посрамил тебя, отец,

Ты погиб, защищая родное Отечество

Я жив здоров, трудился честно

За тебя, родной отец, и за того парня.

Все ради жизни на земле».

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Американский штат легализует супружескую измену
Названа сама счастливая страна мира
Женщина поймала мужа на измене благодаря приложению для тренировок
Пасынок главкома ВСУ попросил российское гражданство
смотреть все
Обсуждение (6)