НАВЕРХ

Канализация Новосибирска: от бочек до полной очистки

Фото: © Sibnet.ru

Канализование Новосибирска, которое когда-то представляло из себя нехитрую систему вывоза нечистот бочками, сегодня способно очищать стоки до прозрачной воды. Последним этапом многоступенчатой системы очистки стала запущенная в среду, 6 апреля станция ультрафиолетового обеззараживания производительностью 600 тысяч кубометров в сутки. И эту воду теперь можно пить.

Новосибирск стал первым в стране городом-миллионником, внедрившим полный цикл обработки воды ультрафиолетом — перед подачей населению и после очистки стоков.

Фото: © пресс-служба правительства Новосибирской области

ВЫВОЗИЛИ БОЧКАМИ

До конца 1920-х канализации в городе не было, в большинстве своём деревянный Ново-Николаевск обходился надворными уборными, выгребными и мусорными ямами. Как отметил сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев, локальные туалеты, появившиеся в 1912 году в школах Крячкова, кинотеатре Махотина и доме Мамонтова (будущая гостиница «Метрополитен»), никак не могли претендовать на городскую канализацию.

«С 1915 года работал ассенизаторский обоз, отвозивший выгребные бочки за город за два километра по Каменскому шоссе (проспекту Дзержинского) и опорожнявший их в районе будущей улицы Шекспира и завода «Точмаш» или на реке Плющиха. Но временами нечистоты серьёзно грозили городу эпидемиями, и городская дума предлагала «жителям немедленно озаботиться очисткой дворов и клозетов». Плата за очистку и вывоз бочки объемом в 40 вёдер устанавливалась в 1 рубль», — рассказал Голодяев.

Согласно музейным данным, в 1923 году создание водопровода и канализации в Ново-Николаевске были названы неотложной задачей. В последующие годы были проведены изыскания и в 1926 году началась прокладка первых километров канализационных сетей.

Первый коллектор длиной 3,2 километра шёл по нынешней улице Депутатской и охватывал здания Промбанка, Доходного дома, Госторга, Дворца труда, Сибгосоперы. Первую очистительную станцию мощностью 360 кубометров в сутки построили летом 1928 года. Находилась она краю Михайловского лога (здание Сбербанка на Димитрова, 2) и посредством лотков уводила стоки в Обь.

Через год протяженность канализационной сети составляла уже 7,5 километра, потом больше и больше. Но до конца 1970 годов, когда запустили главный правобережный канализационный коллектор диаметром 1840 миллиметров и первые левобережные очистные сооружения в 1980-х, город буквально подтапливался собственными отходами.

Фото: © предоставлено Музеем Новосибирска

Как рассказал директор «Горводоканала» Юрий Похил, вплоть до 1983 года в Новосибирске не было очистных сооружений и все, что город формировал, а это 800 тысяч кубических метров стоков в сутки, сливалось в реку.

Очистные сооружения канализации построили в районе поселка Кудряшовский, они принимали стоки не только от Новосибирска, но и от его спутников: городов Бердска, Оби, поселков Краснообск, Кольцово.

ДО ПРОЗРАЧНОСТИ

На въезде на очистные сооружения «Горводоканала» встречают стойкий специфический запах и кричащие в полете чайки. Но когда стоки доходят до станции ультрафиолетового обеззараживания, запаха от воды уже нет. Это обеспечивается несколькими степенями очистки. Весь процесс занимает 18-20 часов.

Главный технолог «Горводоканала» Олег Жунев рассказывает, что на очистные сооружения в сутки поступает от 500 до 550 тысяч кубометров канализационных стоков. Сначала они проходят механическую очистку: решетки улавливают крупные взвеси, а пескоуловители убирают песок, который может повредить насосам «Горводоканала». После этого стоки поступают на 16 первичных отстойников.

Фото: © Sibnet.ru

«Там более четырех часов находится вода, минеральные твердые загрязнения осаждаются и потом их удаляют. Вода осветляется и попадает на биологическую очистку в аэротенки — это специальные сооружения, которые окисляют всю органику. Окисление происходит более 12 часов. Туда подается «ил», мы так называем специальные бактерии, микроорганизмы, которые загрязнениями питаются. И подается воздух, который работает как окислитель и перемешиватель», — поясняет Жунев.

Затем стоки поступают на вторичный отстойник, где происходит разделение на чистую воду и иловую смесь. Раньше после этого этапа очищенные стоки сливали в Обь. Теперь воду по каналу подают на станцию ультрафиолетового обеззараживания, как это делается для очистки питьевой воды.

Фото: © пресс-служба правительства Новосибирской области

Стоимость этой станции, уточняют представители «Горводоканала», составила 340 миллионов рублей, из них 200 миллионов рублей – технологическое оборудование, системы управления, остальное — строительно-монтажные работы.

ЗЕЛЕНАЯ ВОДА

Станция представляет из себя здание, под полом которого скрыты три канала пропуска сточных вод, в каждом из которых смонтировано по восемь вертикальных модулей с 36 УФ-лампами. Когда работают лампы и происходит обеззараживание, вода подсвечивается зеленым светом. Процесс похож на лечение советской «синей лампой», только в других масштабах. В итоге ультрафиолет полностью убивает патогенные микроорганизмы, фекальные стрептококки и яйца гельминтов.

Фото: © Sibnet.ru

«Тут какая есть хитрость: уже был птичий грипп, коровий грипп, вирусы все время мутируют, появляются новые. Это технология чем хороша… она делает дефекты в ДНК и любой вирус, который появился, он будет инактивирован ультрафиолетовым излучением. Эта технология взята из природы, просто усилена ультрафиолетовая часть и нет инфракрасной, как на солнце», — рассказывает руководитель лаборатории глубокой очистки воды ОАО «НИИ ВОДГЕО» Александр Смирнов.

Фото: © пресс-служба правительства Новосибирской области

Открыл шлюзы с полностью очищенной от микроорганизмов водой «Горводоканал» нажатием на символическую красную кнопку. Бурлящая вода хлынула из шлюза. Сотрудник компании наполнил в канале колбу и продемонстрировал: она абсолютно прозрачная. Дальше эта вода вольется в Обь и течение будет нести ее к Карскому морю.

Фото: © Sibnet.ru

«Перед очистными сооружениями канализации не стоит задача выпускать питьевую воду. Но откровенно говоря, с учетом того, что мы делаем полностью стопроцентное уничтожение микробиологических загрязнений, эту воду можно пить. Но зачем? У нас есть хорошая вода в водопроводе. Вода (стоки), которая выпускается в реку после обработки на новом блоке УФО, – чище той воды, которая течет в Оби. Мы в природу возвращаем воду чище той, которую у нее берем», — подчеркивает Похил.

Он добавляет, что такая степень очистки воды теперь позволяет без страха купаться и ловить рыбу в Оби в районе поселка Красный яр.

Фото: © пресс-служба правительства Новосибирской области


Еще по теме
Дорожный знак «Чмоки и поки» появился в российском городе
Города-призраки появятся на Украине
Кинотеатру Hollywood в Братске вернут «историческое» имя
Норильский памятник Ленину увезли в Подмосковье
смотреть все
Обсуждение (19)