Ученые НГУ построили с коллегами 3D-модели вируса Зика

Фото: © visual-science.com

Учёные Новосибирского государственного университета приняли участие в построении первой подробной 3D-модели вируса Зика российской компанией Visual Science, это сможет помочь учёным в разработке диагностики и вакцины против лихорадки, вызываемой тропическим вирусом.

3D-вирус Зика является частью некоммерческого проекта «Зоопарк вирусов», в рамках которого уже были созданы трёхмерные прототипы вирусов иммунодефицита, гриппа AH1N1, лихорадки Эбола, папилломы и аденовируса. Такие модели суммируют известную информацию о строении наиболее опасных и распространенных вирусов человека и являются своего рода визуальными научными обзорами.

Учёные НГУ участвовали в построении моделей отдельных белков, а также анализировали научные данные о родственных вирусах, чтобы разобраться, как разные компоненты Зики (белки, РНК, липидная мембрана) располагаются в вирионе (вирусной частице).

«Вирус Зика относится к роду флавивирусов. Самые изученные представители этого рода — вирусы желтой лихорадки, лихорадки Денге, клещевого энцефалита. Наиболее надежный метод диагностики вирусных инфекций — определение генетического материала вируса в крови больного (ПЦР), но для этого требуется хорошо оборудованная лаборатория и квалифицированный персонал», — рассказала сотрудник НГУ Анастасия Бакулина.

Анализ поверхностного белка E вируса Зика (который на модели обозначен разными оттенками голубого цвета) на поверхности показал, что он сильно напоминает соответствующий белок вируса лихорадки Денге. У них отличается менее половины аминокислотных остатков в составе этих белков, причем многие различающиеся участки либо спрятаны в мембране, либо закрыты гликозилированием (на модели гликозилирование показано молекулами серого цветом на поверхности вируса). Эксперименты показывают, что антитела против вирусов Зика связываются с вирусом лихорадки Денге, и наоборот. Это делает задачу диагностики более сложной.

Пока неясно, как именно Зика может вызывать микроцефалию, и сотрудники лаборатории НГУ пытаются с этим разобраться. Есть подозрение, что это связано с особыми свойствами поверхностного белка E. Если «испортить» этот белок, внеся туда мутации, которые оставят вирус жизнеспособным, то может получиться хорошая вакцина.

Фото: © visual-science.com