Черная дыра поглотила звезду и «выплюнула» ее останки

Фото: © ESA
Астрофизики впервые увидели, как черная дыра разрывает, поглощает звезду и «выплевывает» ее останки, наблюдая за галактикой в созвездии Волос Вероники при помощи ряда радиотелескопов, пишет журнал Science.

«Подобные события происходят крайне редко. Нам впервые удалось увидеть все – от разрушения звезды и до рождения джета, узкого конусообразного пучка материи, выплевываемого черной дырой. Мы смогли проследить за всем этим на протяжении нескольких месяцев», — заявил Шурт ван Велзен из университета Джона Гопкинса в Балтиморе.

По словам ученого, за последние годы астрономам удалось найти два десятка черных дыр, поглотивших или до сих пор «пережевывающих» останки звезды, приблизившейся к ним на опасно близкое расстояние. Все эти открытия были совершены в оптическом или рентгеновском диапазоне, и до сих пор ученым не удавалось найти следов подобных «трапез» черной дыры в радиодиапазоне, приводит РИА Новости выдержки из материала.

В декабре 2014 года ученым улыбнулась удача – их коллеги, работавшие с оптическими инструментами на борту орбитального телескопа Swift, заметили необычную вспышку ASASSN-14li в созвездии Волос Вероники, которая произошла примерно на расстоянии в 300 миллионов световых лет от Земли, в центре галактики PGC 043234.

Наблюдая за ASASSN-14li при помощи ряда наземных радиотелескопов в первые же дни после ее обнаружения, авторы статьи подтвердили, что данная вспышка действительно является следом «обеда» черной дыры, а также раскрыли потенциальные причины того, почему раньше радиоастрономам никогда не удавалось увидеть таких событий.

Причиной этого, по словам астрофизиков, является относительно низкая мощность радиоизлучения, порождаемого в ходе таких «трапез» — им удалось увидеть эту вспышку в радиодиапазоне только благодаря относительно небольшому расстоянию между Млечным путем и галактикой PGC 043234/