НАВЕРХ

Владельцы фур оплатят вред: скажется на всём

Фото: © предоставлено Владимиром Касьяновым
Акция дальнобойщиков, охватившая накануне российские дороги, не заставила правительство полностью отменить решение о взимании платы за проезд грузового транспорта по федеральным трассам. В связи с чем эксперты вновь высказали сомнения в том, что уплаченные дальнобойщиками средства в реальности пойдут на дороги, а также в один голос с перевозчиками спрогнозировали — новая мера приведет к очередному росту цен на товары.

С 15 ноября с водителей фур весом свыше 12 тонн начнут взимать 1,53 рубля за километр в счет вреда, наносимого дороге. Сумму почти вдвое снизили буквально на днях, после протестов дальнобойщиков. Еще одной уступкой стало то, что штрафовать за неуплату будут только на территории Московской области до 1 мая 2016 года. По заверению властей, собираемые средства будут использоваться исключительно для ремонта и строительства новых федеральных дорог. Рассматривается вариант их использования и на развитие региональных дорог, строящихся по системе государственно-частного партнерства.

ПЛАТА ЗА ВРЕД

«В СФО полностью закончена передача системы взимания платежей, которую мы построили для федерального дорожного агентства. 23 центра информационной поддержки пользователей во всех крупных городах работают с 08.00 до 20.00, новосибирский офис переходит с воскресенья в круглосуточный режим работы. С позавчерашнего дня мы начали выдавать бортовые устройства. Системы мобильного контроля вчера разъехалась по региональным офисам», — сказал руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест транспортные системы» Денис Крылов.

По его словам, в каждом регионе автомобиль Lada Largus, оснащенный видеокамерой и радаром, будет считывать госномера и передавать данные в центр обработки данных.

Компания «РТ-Инвест транспортные системы», которая будет взимать платежи, выдала трекеры больше чем 6 тысячам владельцам транспортных средств и более чем 12 тысячам автомобилей в Сибирском федеральном округе. Плана по подключению у них нет. На сегодня известно, что в Сибири примерно 250 тысяч грузовиков, но не все ездят по федеральным дорогам.

«Есть лицевой счет, на который вносятся деньги. С этого лицевого счета деньги списываются по мере трат. Тратятся деньги двумя способами: если у перевозчика установлено бортовое устройство, которое рисует трек — пробег умножается на тариф и деньги списываются с лицевого счета в пользу федерального бюджета», — объяснил Крылов.

Второй способ, по его словам, это маршрутный лист, когда есть начальная и конечная точки, а система обсчитывает километраж и умножает на тариф, деньги списывается раз в сутки в 01.00 по результатам пробега.

Фото: © предоставлено Александром Журавлёвым

НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, которого оштрафовали за проведение акции дальнобойщиков в Новосибирске, не признает уступки правительства как шаги навстречу. По его словам, далеко не все компании получили бортовые устройства и вряд ли к 15 ноября их получат.

«Правительство ставит добросовестного перевозчика в ранг подспудного нарушителя. Чтобы совершить поездку из Иркутска в Москву, ему придется вводить в заблуждение органы надзора и выписывать документы, что он едет из Нижнего Новгорода в Москву, и проехал не несколько тысяч километров, а триста километра. Поэтому я считаю, что надо было вводить тестовый режим с одинаковыми условиями на всей территории», — считает он.

По словам Трунаева, какая-то часть водителей будет приобретать бортовые устройства, но не подключать, другая часть подключит, и они попадут в неравные условия. Кто-то заплатит, а кто-то сэкономит.

Также он против того, чтобы деньги у водителей взимали в формате предоплаты, поскольку транспортные компании часто получают расчет за свою работу через месяц или два после выполнения заказа.

«В современных кризисных условиях наша позиция, что данное решение преждевременно. Банки не кредитуют, оборотных средств нет, введение дополнительной платы губительно для отрасли», — утверждает представитель ассоциации.

Пока он не уверен, пройдут ли какие-то акции протеста после 15 ноября, но не может «ничего исключить». 

«Я прогнозирую: начнут перекрывать дороги. Поставил шесть фур, их даже эвакуировать нельзя. Водители забрали ключи и уехали на одной легковушке. Это не стучать касками шахтерам. Пиночет пришел к власти из-за дальнобойщиков. Потому что правительство Альенде придумало подобные хохмы», — в то же время высказал мнение ведущий сотрудник института экономики и организации промышленного производства СО РАН Юрий Воронов.

Он уверен, что система контроля за фурами коррупционная. «Тахометры поставляют какие-то аффилированные организации, которые неизвестно как получили монополию на это», — отмечает эксперт. По его мнению, задумывалась эта мера для стимулирования перевозок на железнодорожном транспорте.

«Фактически власть пошла на поводу у железной дороги, это чистое нарушение антимонопольного законодательства, когда создаются лучшие условия для одного предприятия. Железная дорога должна была построить семь логистических центров от Москвы до Владивостока, чтобы фуры возили не от Прибалтики до Новосибирска, а так чтобы был этот логистический центр в Барабинске и оттуда бы возили. Не сумели через коленку железную дорогу нагнуть, и они не построили», — сказал Воронов.

По его мнению, тогда власти решили ухудшить условия автоперевозчикам, чтобы товары начали отправлять по железной дороге. Но даже такие меры, отмечает эксперт, не помогут, так как на железной дороге низкая скорость перевозок, нехватка рефрижераторных секций и «все к черту испортится».

Фото: © предоставлено Владимиром Касьяновым

ЦЕНЫ ВЗЛЕТЯТ

«Все очень просто, я подниму стоимость перевозок на размер налога. То есть процентов на 10-15%, в зависимости (от того) какое будет повышение. В убытке не останусь — все конкуренты также планируют увеличить цену своих работ. Ну а дальше считай сам — государство берет налог, я увеличиваю тариф, наши клиенты заложат его в цену своего товара, начиная с продуктов питания», — сказал частный предприниматель из Красноярска Андрей Толстиков.

В том, что взимание платы с фур скажется на стоимости перевозимого товара, также уверены экономисты и аналитики. «Действительно, любое вмешательство в деятельность бизнеса в такой ситуации ставит на грань выживания сами транспортные компании. Подорожают как сами товары, так и услуги, оказываемые компаниями-перевозчиками. Это создаст цепную реакцию. Перевозки подорожают для всех потребителей: строителей, производственного сектора, сельхозпроизводителей. Что в итоге скажется на конечной цене для рядового покупателя», — считает экономист Ольга Валиева.

По ее словам, непродуманная система взимания платы и гигантские штрафы поставят конкуренцию в транспортном секторе под большой вопрос, выживут только те компании, которые имеют существенный запас собственных средств, поскольку сначала оплачивается плата за проезд и только после этого осуществляется сама перевозка.

С ней согласен и Воронов. «Дело не в удорожании продовольствия, а в удушении экономики. Нельзя так шутить с инфраструктурными отраслями. Это скажется на всем», — отметил он.

Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков прогнозирует, что взимание платы скажется на ценах на товары примерно через месяц. Смягчит этот рост цен перепроизводство на товарных рынках. «Покупательная способность населения падает, и оно потребляет меньше. Те объёмы производства, которые были в России в прошлом году, избыточны для рынка. Предприниматели, чтобы продать этот товар, будут снижать цены», — считает Дьячков.

Он также отмечает, что повышение транспортных расходов — это лишь одна из частей, закладываемых в цену товаров. В остальном на ее рост, к примеру, может повлиять также и растущая стоимость электроэнергии.

Как дальнобойщики, так и эксперты сомневаются, что собираемые средства поступят на ремонт и строительство дорог, а не осядут в коррупционных схемах, хотя суммы это и не малые. По подсчетам Трунаева, дальнобойщики только Новосибирской области заплатят дорожникам около 500 миллионов рублей за год.

«Остается непонятной и непрозрачной сама система целевого использования средств и распределения этой суммы между регионами, что конечно в краткосрочном периоде никак не скажется на качестве дорог», — отмечает Валиева.

Фото: © предоставлено Алексеем Бузовым


Еще по теме
Проекционные зебры появятся на дорогах Омска
Россия возобновила авиасообщение еще с одной страной
Госдума запретила бесплатный проезд по платным дорогам
Уникальную дорогу в объезд Казахстана открыли в Омской области
смотреть все
Обсуждение (52)