Пожирающую планеты «звезду смерти» нашли астрономы

Фото: Wikimedia
Американские астрофизики зафиксировали гибель крупной планеты, которая описывая «спираль смерти», была уничтожена «звездой-убийцей» — белым карликом.

«Нашему взору открылось то, что еще не видел ни один человек — как уничтожается солнечная система», — цитирует журнал Nature астронома Эндрю Вандерберга.

Первые результаты ученым дал космический телескоп Kepler: в ходе его второй миссии (K2) обнаружилось регулярное падение светимости звезды раз в 4,5 часа — то есть, некий крупный объект находится на расстоянии примерно 830 тысяч километров от своей звезды (белого карлика). Сама звезда располагается в созвездии Девы, примерно в 570 световых годах от Земли.

Получив дополнительные данные с других телескопов, ученые нашли следы других обломков, летающих по близким орбитам. Крупнейший объект заставлял звезду «терять» до 40 процентов светимости. Общая масса фрагментов считается равным массе Цереры — карликовой планете, крупнейшей в поясе астероидов Солнечной системы, приводит «Лента.ру» выдержки из статьи.

Поглощение этих объектов белым карликом — компактным звездообразным остатком эволюции маломассивной звезды — представляет первое непосредственное доказательство наличию тяжелых химических элементов в оптическом спектре звезд этого типа.

Астрофизики допускали, что белые карлики «загрязняются» железом, кремнием и сходными элементами, поглощая скальные планеты или астероиды. Ученые замечали осколочные диски вокруг таких звезд — но происхождение их оставалось неясным. Наконец, астрономы увидели все три элемента: «загрязненный» белый карлик, осколочный диск вокруг него и как минимум один плотный астероидоподобный объект на орбите.

Ученые предполагают, что орбита одной из планет стала нестабильной, она сдвинулась ближе к своему солнцу. Ее фрагменты ожидает окончательный распад: их испаряет излучение белого карлика, а сила его гравитации разрывает их на более мелкие обломки. Спустя один миллион лет от фрагментов останется тонкий металлический слой на поверхности белого карлика, «совершенно невинного на вид», пишут астрономы.