НАВЕРХ

Дешевый рейс до Томска: надолго ли?

Фото: © Sibnet.ru
Купить иллюстрацию

Авиарейс Новосибирск-Томск открыла авиакомпания NordStar. Дешевый перелет всего за 45 минут может составить конкуренцию автотранспорту или через какое-то время стать очередным закрытым субсидированным рейсом. О целесообразности авиасообщения между городами Сибири рассказали эксперты и поделились своим мнением пассажиры.

БЫСТРЫЙ ПОЛЕТ

Первый рейс из Новосибирска в Томск авиакомпании NordStar отправился в пятницу в 18.15 по местному времени (15.15 мск). Приехать в Толмачево надо как минимум за час до вылета. Если ехать от вокзала на автобусе 111э, стоит предусмотреть на дорогу не менее часа. В эту пятницу автобус на Димитровском мосту ожидаемо попал в пробку, и, отправившись от вокзала по расписанию ровно в 16.30, в аэропорт прибыл только в 17.30.

На первом пункте контроля, который надо преодолеть на входе в здание аэровокзала, очередь. То есть еще потеря времени. Но сама регистрация на рейс проходит очень быстро и уже в 18.00 с небольшим автобус везет пассажиров по аэродрому к самолету.

«Смотри, какой маленький!», — говорят о самолете пассажиры. Это ATR 42-500 франко-итальянского производства. Пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолет оснащен всем необходимым для эксплуатации в условиях Сибири и Крайнего Севера и способен выполнять полеты продолжительностью до 3,5 часа. В салоне 46 кресел, но на этом рейсе летят 40 человек.

Пассажиров на входе в самолет встречает стюардесса. Перед взлетом она раздает сосательные конфеты и рассказывает о правилах безопасности, как это происходит на любом «большом» рейсе.

Не все пассажиры знают, что этот рейс сегодня — первый.

«В Томске у подружки племянница в кукольном театре работает, там в выходные много спектаклей и нас пригласили. На сайте увидели билет и решили купить. Раньше мы в Томск не ездили. Обратно поедем на автобусе, потому что обратно нет удобного нам рейса. По стоимости получилось дешевле, чем автобус. Билет 670 рублей, а автобус —760 рублей», — рассказала одна из пассажиров,   Светлана.

По ее словам, самолет она выбрала не из-за цены, а потому что лететь недолго, и дорога на самолете — комфортнее.

«Самолет выбрал, потому что быстрее и дешевле получилось, чем на автобусе. Я в гости еду. Обратно уже автобусом. О рейсе узнал из новостей», — поделился другой пассажир, Дмитрий.

Полет действительно оказался очень коротким: самолет только набрал высоту, стюардесса разнесла напитки, и вот самолет уже снижается. «Ой, какой миленький рейс», — сказала, выходя из самолета, одна из юных пассажирок.

Обратный рейс с тем же пилотом и стюардессой отправляется из Томска в 19.55. В Новосибирск вечером в пятницу собрались 38 пассажиров.

Как рассказал один из пассажиров, Евгений, он вместе со спутницей приехал утром на автобусе в Томск, чтобы погулять и посмотреть город, а теперь обратно летит в Новосибирск на самолете.

«Успели купить билет на самолет за 685 рублей, думаю, недолго продержатся такая цена и субсидия. Удобно летать на самолете, но смущает, что непонятно расписание единственного автобуса, который ходит до аэропорта в Томске, боялись опоздать на рейс. Доехали от вокзала Томска до аэропорта за 40-50 минут. В Новосибирске проще с этим», — поделился собеседник.

В Новосибирск самолет прилетел в 20.50. Таксисты, встречающие на выходе из аэропорта, традиционно зазывали пассажиров: «По городу, Томск, Кемерово». Но разочаровано отходили, когда выяснилось, что рейс прилетел из Томска.

АЛЬТЕРНАТИВА?

По словам пресс-секретаря авиакомпании NordStar Ирины Воробьевой, данный рейс выполняется по федеральной программе субсидирования региональных авиаперевозок, благодаря чему удается предлагать пассажирам доступную стоимость. Какой стоимость билета была бы без субсидирования, авиакомпания не просчитывала.

«Рейс выполняется дважды в неделю, по средам и пятницам. Мы считаем, что данный рейс будет востребован среди пассажиров. Данный рейс рассчитан на самого разного потребителя, конкретную целевую аудиторию определить сложно, цена очень доступна и направление интересно очень многим», — сказала Воробьева.

Она отметила, что рейс будет курсировать по средам и пятницам до окончания летнего расписания 25 октября, вопрос о продлении рейса будет решаться при составлении осенне-зимнего расписания. 

Авиакомпания Nordstar также выполняет из Новосибирска субсидированные рейсы в Омск, Стрежевой, Кызыл, Иркутск, Екатеринбург.

«Авиарейс по более чем доступной для потребителя цене связывает Томск с узловым аэропортом города Новосибирска, откуда можно улететь практически в любую точку мира. Рейс крайне удобен томичам и жителям нашей области», — сказал и.о. начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Денис Празукин.

В Томском аэропорту считают, что рейс удобен тем, что авиасообщение между городами позволит пассажирам удобно состыковать рейсы в другие регионы и страны. Так, по средам томские пассажиры, прилетев в Толмачево, смогут сесть на рейсы во Владивосток, Пекин, Якутск, Мирный, а в ночь со среды на четверг — в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Читу, Бишкек, Гонконг.

Из Томского аэропорта в среду также можно полететь дальше — в Норильск, Иркутск, Ноябрьск, Талакан и Ереван. В пятницу из Томачево томичи смогут вылететь в Братск. А из Томска в пятницу можно вылететь в Худжанд (Таджикистан), Нижневартовск.

Однако не всем перспективы кажутся столь радужными — возникают и сомнения в том, что субсидированный рейс сможет просуществовать долго. Подобные субсидированные рейсы между двумя городами уже открывали, но они закрывались после окончания периода субсидирования.

И рейс Томск-Новосибирск в прошлом не смог стать окупаемым коммерческим направлением. Это связано с тем, что авиабилет без субсидии стал существенно дороже и перестал быть конкурентом автомобильному и автобусному сообщению.

По мнению старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Ольги Валиевой, время для открытия рейса между Томском и Новосибирском авиакомпания выбрала неудачное, так сейчас падают в целом объемы перевозок.

«У всех автомобильный транспорт, кому-то удобней 3-4 часа за рулем, и он в Томске. Насколько с точки зрения экономики оправдан для перевозчика такой маршрут, у меня возникают большие сомнения. Как скоро он окупится, не будет ли задержки по получению субсидии. Автоперевозчики не должны пострадать, рейсы не часты», — прокомментировала Валиева.

Она отметила, что минусом является отдаленность аэропортов от центра, получается, что дорога до Толмачево, затем время на регистрацию, полет и путь из аэропорта Томска до города составит около 4 часов. За это время можно добраться на автобусе и машине.

«Этот продукт — авиабилеты типа развлечения, китчевые, репутационные, когда я не на машине приехал, а слетал. С Томском у Новосибирска есть деловые связи, но они не настолько активны, как с Москвой и Красноярском. Не такой большой пассажиропоток в Томск. Мне кажется, авиакомпания немного просчиталась», — отметила экономист.

Собеседница добавила, что, видимо, авиакомпании набирают субсидированные рейсы, чтобы собрать некое портфолио и показать государству, что они — социальный бизнес.

Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков уверен, что открытие авиасообщения между Новосибирском и Томском приведет к тому, что часть пассажиропотока уйдет на рейс, поэтому прибыль автобусных перевозчиков будет снижаться.

«Сообщение между Новосибирском и Томском есть, люди ездят. Чем больше видов транспорта обеспечивают эту перевозку, тем лучше для пассажиров. И то, что государство субсидирует этот рейс, создавая дополнительную конкуренцию, для пассажиров хорошо, появляется дополнительный способ уехать в Томск за сопоставимые деньги», — сказал Дьячков.

Вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Воронов также считает, что между двумя городами должны быть развиты все виды перевозок, как это было в советские годы, когда он летал в Томск, чтобы читать лекции.

«Мы много теряем из-за того, что бывшие связи с Томском искусственно затруднены. У Сибирского отделения РАН много работ совместных с томичами, и нужно летать. У нас нет хорошего юридического образовании, томские юристы нас обучают. Кроме того нужно, чтобы новосибирцы смотрели, как другие города устроены, насколько уютным можно сделать центр города», — считает Воронов.


Фото: © Sibnet.ru
Обсуждение (13) Добавить комментарий Мой профиль
Обсуждение (13)
Добавить комментарий