НАВЕРХ

На колесах и педалях

Фото с сайта belgazeta.by

В страхе перед малоподвижным образом жизни сибиряки дружно пересели на велосипеды: комфорту авто предпочли мышечную радость. Полк почитателей двухколесных машин растет пропорционально подорожанию бензина и умножению пробок на дорогах.

Наемные клерки и владельцы собственного бизнеса, бесшабашные студенты и почтенные главы семейств – велосипеду все статусы покорны! Тем более, что это транспортное средство перестало ассоциироваться с ржавым неуклюжим «Уралом». Легкие маневренные маунтин-байки уже не роскошь, это очень популярное средство передвижения. Велосипеды обсуждают на форумах, их фото горделиво выкладывают в Интернет-дневниках, хвалятся намотанным за день километражем и горячо обсуждают детальное устройство своих железных любимцев. Велосипеды у всех на устах!

Можно вспомнить, что увлечение велосипедом подходит для людей с разным уровнем доходов. Цены на «байки» самые разные: от $255 до $6 300. Серьезному «идейному» байкеру полная амуниция может влететь в копеечку – но для прогулок по городу не обязательно сильно потрошить свой кошелек.

Впрочем, велосипед – не только удовольствия, но и периодические неприятности. Травмы и ушибы для любителей повертеть педали - дело обычное. Поэтому шлем и перчатки почти обязательнее атрибуты любого любителя погонять. Экстремальщики (адепты BMХ, которые на велосипедах не столько катаются, а прыгают и выделывают невероятные трюки) вынуждены защищаться более основательно: они закованы в специальный панцирь, оберегая им все, включая позвоночник.

Велосипед – одно из самых знаковых явлений последних двух лет. Он объединяет вокруг себя целые сообщества, а велосипедисты стали законодателями моды, которая уходит далеко за пределы круга фанатов байк-передвижения. Например, велосипедистская привычка закатывать штанины стала очень популярной среди молодых людей, далеких от велоспорта.

Постепенно велосипед стал не только средством передвижения, вокруг него сложились прибыльный бизнес и субкультура. Появилось множество сервисов и магазинов, где и новичок, и «профи» найдут все, что им нужно. Сложились велоклубы, объединяющие энтузиастов, круглый год проходят различные соревнования и заезды. Интернет пестрит сайтами и форумами. Даже политики быстро поняли, что с велосипедистами надо дружить. Например, депутат новосибирского Облсовета Андрей Жирнов уже выступает за оборудование велосипедных стоянок возле здания парламента и администрации области. Кстати, массовое увлечение двухколесными машинами он объясняет так: «На дорогие авто и мотоциклы у большинства людей денег нет. А тут как раз появились велосипеды – недорогой, модный и стильный вид транспорта, приносящий массу удовольствия».

…И вот по трассам, городским дорогам и даже тротуарам сибирских городов понеслись двухколесные друзья человека. За ними потянулись проблемы, неизбежные в городах, порой совершенно не приспособленных для велосипедистов.

Проблема первая - отсутствие специальных дорожек. В этой ситуации каждый велосипедист вынужден поступать так, как ему говорит совесть. Кто-то лавирует в толпе пешеходов прямо на тротуаре, кто-то – среди автомобилей на обочине. Вторая проблема – трассы. Ехать за белой чертой по ним просто невозможно, за ней только узенькая гравийная дорожка и кювет. Эта черта – красноречивое свидетельство тому, что Россия страна автомобилистов. Причем автомобилистов, зачастую нетерпимых, когда надо делить дорогу: они считают велосипедистов досадной помехой.

Не так давно новосибирские велолюбители даже призвали признать их полноправными участниками дорожного движения, а также сделать велосипедные дорожки и специальные стоянки. Итоги акции отчаяния «Критическая масса» комментирует депутат и велосипедист Андрей Жирнов: «К сожалению, новосибирские власти не видят проблемы в отсутствии условий для велосипедистов. Сами руководители, конечно, не на велосипедах передвигаются, они достаточно далеки от этой темы. Потому решение проблемы с велосипедными дорожками и стоянками – дело нескольких лет».

Впрочем, автор не собирается сгущать краски в описании проблем уличного движения - ведь веломания имеет гораздо больше светлых сторон. Она появилась на стыке нескольких общемировых тенденций, упорно прорвавшись туда, где так называемая «велосипедная культура» находилась на нуле. Приверженность к здоровому образу жизни спровоцировали не зажигательные лозунги, а драйв, адреналин, скорость и возможность управлять собственным движением. Об этом говорит пиарщик Георгий Андреев, велосипедист со стажем и активный участник заездов на дальние расстояния: «Велосипед – это стиль жизни. Когда ты «подсаживаешься» на него, он становится очень важной частью бытия. Я знаю людей, которые могут по три года копить на новую модель велосипеда. Азарта и фанатизма у них не меньше, чем у заядлых автомобилистов».

Ксения Бородина, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (6)