НАВЕРХ

Tуда и обратно

Правительственная комиссия по промышленности и транспорту обсудила в пятницу перспективу строительства автомобильных дорог в России

Правительство заплатит за дороги дважды

Правительственная комиссия по промышленности и транспорту обсудила в пятницу перспективу строительства автомобильных дорог в России. О том, что они будут такими же качественными, как в США, Японии или странах Евросоюза, и при этом бесплатными, речь не идет. В соответствии с недавним решением правительства все строящиеся крупные магистрали станут платными. В тот же день комиссия под руководством первого вице-премьера Сергея Иванова выясняла, как привлечь частного инвестора к строительству платных автомобильных дорог.

Пустые концесии

В целом, по оценке Сергея Иванова, "условия для начала работы концессионных соглашений уже созданы". Однако, несмотря на заверения первого вице-премьера, частный бизнес не спешит заключать концессионные соглашения с государством. Договоренности о строительстве платных магистралей достигнуты только по тем проектам, по которым государство выступит в роли соинвестора за счет средств Инвестиционного фонда. Там же, где государство берет на себя только расходы по резервированию и подготовке к строительству участков земель (традиционные для концессий условия), деловой активности не наблюдается.

Как стало известно "Газете", по итогам пятничного заседания решено одобрить предложения Минтранса о предоставлении частным инвесторам государственных гарантий спроса на услуги платных дорог - так называемой гарантии трафика.

"Гарантий требовали инвесторы. В России пока нет культуры платных дорог, и все боятся, что водители не поедут по дорогим автомагистралям", - пояснил источник в Белом доме.

В предложениях Минтранса, подготовленных к этому заседанию, говорится о том, что "включение гарантии минимального дохода в качестве условия концессионного соглашения обусловлено прежде всего требованиями инвестиционного рынка и международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и ЕБРР". Эти банки, как утверждают чиновники Минтранса, настаивают на передаче государственному сектору рисков спроса при реализации первых пилотных концессионных проектов в дорожном хозяйстве. Проблема в том, что в России пока нет никакого опыта эксплуатации платных дорог, поэтому риск нехватки спроса крайне высок. Предполагается, что стоимость проезда легкового автомобиля по первой платной дороге (ее строительство начнется в следующем году) Москва - Санкт-Петербург составит 600 рублей. С учетом затрат на бензин путь из одной столицы в другую на автомобиле будет сопоставим по цене с железной дорогой. Однако платные дороги дадут некоторые преференции: высокая разрешенная скорость (предварительно называется ограничение в 150 км/ч, что гораздо выше ограничения на действующих магистралях) и пять полос в каждую сторону. Предугадать поведение потребителей в данном случае очень сложно.

Полный трафик

Против предоставления гарантий трафика, при которых правительство заплатит инвестору, если дорога будет пустовать, выступает Минфин. Возражения концептуальные: в ведомстве не считают оправданным перекладывание чисто коммерческих рисков на государство. А вот МЭРТ на предложение выдавать с помощью Внешэкономбанка гарантии минимальной рентабельности частным инвесторам согласен. По оценке МЭРТа, стоимость привлекаемого концессионерами капитала увеличится не менее чем на 2-3%, если государство не даст гарантию. При таком удорожании платные дороги в России не появятся еще очень долго. Равно как и бесплатные.

В Минтрансе придумали два механизма гарантий трафика. Какой из них будет выбран, решат осенью. И решение это окажется приуроченным к принятию Госдумой во втором чтении закона о платных дорогах.

Первый сценарий предполагает выдачу гарантий Банком развития по поручению правительства при условии возмещения расходов банку из средств федерального бюджета. Второй механизм предлагает создать резервную часть Инвестиционного фонда на осуществление компенсационных выплат. Для этого потребуется переписывать положение об Инвестфонде.

19.08.2007 / АНДРЕЙ ЛАВРОВ
Материал опубликован в "Газете" №152 от 20.08.2007г.

  • ЗИЛ
  • Светофоры
  • Опасное вождение
Обсуждение (0)