НАВЕРХ

Атака радиоклонов

На фото: кадр из к/фильма "Питер-ФМ"

Недавно в Новосибирске появилась новая радиостанция – Юмор FM. Она собирается завоевать «уши» сибирской аудитории с помощью необычного для региона разговорно-музыкального формата. Специалисты настроены скептически: узкоформатные радиостанции в нашем регионе обретут заслуженную популярность не раньше чем через 10-15 лет

В последнее время на новосибирских частотах все чаще начинают звучать «сетевые» станции, вещающие по всей стране. Акулы радиобизнеса считают, что в этом нет ничего удивительного – при запуске готового сетевого продукта в регионе все затраты сведены к минимуму, да и его качество заметно выигрывает на фоне местных радиостанций.

«Московские компании готовы вкладывать гораздо больше денег в свой продукт, в этом и есть секрет их успеха, - считает главный редактор «Love-радио» в Новосибирске Олег Чернов, - владельцы местных радиостанций к подобным тратам не готовы, для нас этот бизнес нерентабелен. Исключением является «Юнитон», однако в последние годы и эта радиостанция теряет свои позиции. Я думаю, это связано с появлением на рынке новых, более сильных игроков».

Интересно, что большинство новых радиостанций близки по формату. В их основе - популярная музыка, русская или зарубежная, современные хиты или ретро. Зачастую на этом все отличия заканчиваются. Олег Чернов считает, причина появления таких клонов в том, что владельцы радиостанций предпочитают идти проверенным путем и выбирать формат, который уже принес прибыль ранее: «Радиостанции можно сравнить с самолетами. Они все похожи друг на друга, и потому узнаваемы. Здесь такая же ситуация».

Однако и проторенный путь не всегда может принести удачу владельцам радиостанций. «Это из-за того, что зачастую перед запуском нового продукта не проводится серьезных маркетинговых исследований», - считает старший редактор студии телевидения ОТС Елена Агамян, в недавнем прошлом возглавлявшая одноименную радиостанцию. Она напоминает: «Несколько лет назад вещало радио ОТС, формат которого предусматривал в основном рок-музыку. У него была своя небольшая, но устойчивая аудитория. Потом владельцы решили, что проект коммерчески не выгоден и его частоту отдали сетевой станции «Love-радио». Интересно, что рейтинг его не самый большой, примерно 11-12 место в Новосибирске. Я думаю, это из-за того, что никто не изучил рынок, понадеялись только на успех в других городах».

К слову, в Воронеже «Love-радио» занимает первое место в рейтинге. По мнению Елены Агамян, такой успех, в первую очередь, объясняется демографической ситуацией в городе, где женщин гораздо больше чем мужчин. «Нужно понимать, что в каждом регионе, в каждом городе ситуация своя, а не запускать везде одинаковые радиостанции. Давно прошли времена, когда приходилось действовать методом «тыка». Если владельцы радиостанции планируют попасть хотя бы в топовую десятку, надеяться на авось просто смешно».

Между тем, по мнению экспертов, у всех новых радиостанций примерно одинаковые шансы завоевать аудиторию. «Они привлекают внимание только своим появлением, - уверен Олег Чернов, - слушатель всегда ориентирован на новый продукт. Так что, по крайней мере, первые три месяца внимание к радиостанции обеспечено. Сможет ли она удержать это внимание - это уже дело специалистов PR-отдела».

Пока же наиболее популярными и востребованными в Новосибирске остаются широкоформатные радиостанции. Многие любители рок-музыки до сих пор с сожалением вспоминают о «Нашем радио», которое перестало вещать несколько лет назад. Успешный в Москве и других регионах продукт здесь оказался нерентабельным. По той же причине в Новосибирске закрылось и информационное радио «Эхо Москвы». Возможно, это еще одно объяснение того, что на местном рынке появляется так мало узкоформатных радиостанций.

Последнее исключение – Юмор FM. По словам ее представителей, формат радиостанции – музыкально-разговорный, уникальный для России. Половину всего эфира занимает музыка, вторую половину – юмор, анекдоты, хорошие новости. По словам PR-менеджера радиостанции Владислава Бурмистрова, специфический узкий формат только поможет завоевать новосибирскую аудиторию: «Юмористические программы всегда наиболее востребованы как на ТВ, так и на радио. Сибирские города не являются исключением. Поэтому Юмор FM найдет своих слушателей в Новосибирске».

Между тем, в городе остается все меньше и меньше местных радиостанций. Большинство потенциальных радиослушателей навскидку вспоминают только «Юнитон» и «Радио Сибири». Олег Чернов считает, что местное радио всегда будут предпочтительнее сетевых, но только при условии, что достаточного финансирования: «У здешних станций, безусловно, более удобная сетка вещания. Наверняка у многих вызывало неудобство то, что утреннее шоу на московских радиостанциях идет в то время, когда новосибирцы уже готовятся идти на обед. В этом смысле, конечно, новосибирские радиостанции могут привлечь аудиторию своевременным эфиром, подходящей музыкой, местными новостями».

Однако, несмотря на все эти преимущества, новосибирские радиокомпании пока не могут соревноваться с сетевыми, утверждает Олег Чернов: Для того чтобы создавать качественный конкурентоспособный продукт, нужно вкладывать в него достаточно много денег, а для новосибирских бизнесменов это пока не выгодно.

Правда, по его мнению, через несколько лет ситуация может измениться, и новосибирские радиостанции займут свое достойное место на радийном рынке. Тогда же – лет через 10-15 – востребованными станут и узкоформатные радиостанции, которые пока новосибирцы упорно не принимают.

Ксения Баженова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (4)