НАВЕРХ

Сидящие на игре

Иллюстрация с сайта naigralsya.ru

Увлечение игрой World of Tanks многие склонны сравнивать с наркозависимостью. В то же время некоторые психотерапевты называют эту страсть "прививкой от деградации общества". Корреспондент Sibnet.ru выясняла, почему игра вызывает такие противоречивые мнения.

По сюжету World of Tanks игрок получает в свое распоряжение по одному танку первого уровня какой-либо страны (СССР, Германия, США, Франция, Китай и т. д.) с необученными экипажами. Участвуя в сражениях, он зарабатывает "кредиты", тренирует танкистов и накапливает очки для получения доступа к новым узлам и боевым машинам.

— Играть в "танчики" начал два года назад, — вспоминает 38-летний томич Игорь Павлов. — Было скучно, решил скоротать время. В какой момент меня затянуло "в бой", вспомнить не могу. Через два месяца оформил кредит и купил ноутбук, поскольку для игры требуется хорошая видеокарта, потом начал покупать танки. Работа у меня сменная, сутки через трое, поэтому играть могу подолгу. Недавно посмотрел статистику нахождения в игре. Оказалось, что за это время я просидел в "танчиках" около восьми тысяч часов. Сейчас у меня большие проблемы на работе, стало плохо с деньгами, часто звонят из банка и требуют вернуть долг. Надеюсь, что смогу выкрутиться.

Игорь признается, что в последнее время его игровая зависимость стала хуже наркотической. Раздражает все, что отвлекает от "танчиков": дети, жена, работа. Доходы существенно снизились. Однако отказаться от бесконечных боев мужчина не может.

— Точной статистики по количеству "танкозависимых" я не видел, ведь получить достоверные сведения относительно подобных форм психических расстройств очень трудно. Люди крайне неохотно идут к специалистам: сначала считают, что проблемы нет, потом пытаются самостоятельно с ней справиться, а впоследствии — стыдяться обращаться за помощью, — рассказывает врач-психотерапевт Максим Пасюков. — Однако, судя по отзывам коллег, обращений по поводу игровых и компьютерных зависимостей с каждым годом становится все больше. Этот рост можно объяснить увеличением клинически выраженных случаев компьютерной зависимости, усилением компьютеризации общества и повышением психологической грамотности россиян. Люди постепенно перестают шарахаться от психологов и психотерапевтов, начинают отличать психотерапевтическую помощь от психиатрической (первые "лечат словом", вторые — препаратами). Но в целом тенденция не очень хорошая — разнообразных форм зависимости становится все больше. И проблема эта комплексная: социально-психологическая, биологическая отчасти и даже духовная!

— Игра World of Tanks отлично знакома моему близкому другу, — признается актер комедийного сборника "Анекдоты" ("Перец") Денис Косяков. — Если бы не съемки на "Перце", эти "танки" и у меня могли "раздавить" добрую половину времени. Иногда я мечтаю, как мне выпадает целый месяц отпуска, и я круглосуточно играю в компьютерные игры. Да, у меня ярко выраженная компьютерная зависимость и пылкая любовь к играм. Правда, онлайн-игры вроде тех же World of Tanks меня не слишком привлекают — я предпочитаю оставаться наедине с компьютером или приставкой. В последнее время самая прекрасная и интересная игра в моей компьютерной жизни — Metal Gear Solid. Хочу сказать, что для меня возрастные ограничения не играют абсолютно никакой роли. Своему сыну я буду позволять играть даже в игры со значком 18+, так как вовсе не считаю это опасным или вредным для здоровья.

Оптимизм актера не разделяют педагоги. По их словам, ребенок, втянутый в игровую зависимость, может стать замкнутым и скрытным. А просмотр сцен насилия приведет к нарушению сна, затяжным депрессиям или, напротив, приступам неконтролируемой агрессии.

— Игровая зависимость вырастает из увлеченности, — говорит психолог Ирина Малышева. — Переходя от уровня к уровню и преодолевая препятствия, человек чувствует себя завоевателем и хочет получать все больше. Здесь и адреналин, и стремление стать первым. Дети обычно попадаются на интересный сюжет и красочных персонажей, взрослые ловятся на возможность самореализации. Если в онлайн-мире вы стали "богом игры" — это не повод для гордости, а первый признак того, что пора обратиться к врачу.

У игровой зависимости, как и у любой болезни, есть свои симптомы. Среди них — появление рассеянности, отсутствие реальных друзей и любимой девушки и даже стремительный набор лишнего веса.

— Каждый геймер, как алкоголик, не устает повторять, что "если он захочет перестать играть, завтра же все бросит", — говорит Ирина Малышева. — Обычно это не более чем слова, а "завтра" растягивается на месяцы и годы, ведь каждый день геймера будут звать в очередной рейд, на арену или в бой. Игра World of Tanks в данный момент, пожалуй, стала одной из самых опасных. Она сформирована таким образом, что мужчина получает иллюзию власти и возможность считать себя настоящим завоевателем и освободителем. Готовясь к интервью, я провела опрос среди коллег. Каждый смог назвать как минимум несколько человек, играющих в World of Tanks. Составив социальный портрет, мы выяснили, что большинство этих людей — мужчины в возрасте от 20 до 43 лет, с зарплатой ниже среднего уровня и определенными проблемами в семье. И чем тяжелее становится их жизнь в реальном мире, тем больших успехов они достигают в виртуальном.

— С научной и прикладной точки зрения, единственный перспективный метод лечения игровых и прочих зависимостей — это психотерапия, — поясняет врач Максим Пасюков. — И в этом наше общество прогрессирует: растет понимание необходимости психотерапии и развивается культура обращения за помощью к специалистам. Это замечательно. Ведь нашему обществу еще только предстоит научиться противостоять собственной внутренней тенденции к деградации. В 90-х годах на пике прироста наркомании расчеты показывали, что через 10 лет все подростки станут наркоманами. Но этого не произошло! Общество адаптивнее и мудрее, чем "общественные болезни". Видимо, для поддержания общественного здоровья нужны "прививки" наркоманией, алкоголизмом, игроманией и другими "заразами", чтобы кристаллизовалось здоровое ядро людей, которое интуитивно уже научилось справляться с отклоняющимися формами поведения еще в раннем детстве.

Обсуждение (91)